планета Марс

Общие сведения о планете Марс. Красная планета

Марс. Вид из космоса рис.1 Планета Марс. Снимок аппарата Viking 1 от 22 февраля 1980 г. Credit: NASA

Марс — четвёртая от Солнца большая планета земной группы. В литературе его часто называют красной планетой из-за необычного цвета поверхности, связанного со значительным распространением оксида железа.

На планете Марсе находятся самые высокие вулканы в Солнечной системе, крупнейший каньон Маринер и гигантский плоский бассейн Бореалис в северном полушарии. Некоторые районы планеты очень похожи на такие местности на Земле, как: ледяные пустыни Антарктиды и Гренландии, песчаные пустыни Северной Африки с дюнами и песчаными останцами.

До недавнего времени планета считалась главным претендентом на роль второго космического тела на котором может быть обнаружена жизнь. И основания так считать не лишены здравого смысла: комфортная для живых организмов (в-первую очередь бактерий) температура воздуха, наличие воды, в том числе в жидком состоянии (хотя в виде льда воды на Марсе сегодня в тысячи раз больше), наличие атмосферы и слабого магнитного поля. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Марс посетили свыше 20 космических аппаратов, которые казалось бы изучили его вдоль и поперёк. Но, загадок у планеты по-прежнему остаётся очень много. Вот лишь некоторые из них:

1) Первая, самая обсуждаемая и тиражируемая в печатных источниках, есть ли жизнь на Марсе? Сегодня практически с полной уверенностью можно сказать что жизнь на планете Марс по крайней мере была. Ведь климат на планете сотни миллионов лет назад был совершенно иным чем сейчас. Температура была более комфортной, атмосфера была более плотной и протяжённой, на планете была развитая речная сеть, существовали озёра, моря и океан. Кроме того были найдены некоторые минералы, создание которых происходило по-видимому не без участия микроорганизмов.

2) Наличие воды на Марсе. Прогнозирование климатических условий на Марсе при которых возможно появление жидкой воды. Оценка общего объёма воды на планете.

3) Марсианские метеориты. Точнее их происхождение, время происхождения и найденные следы жизнедеятельности бактерий на поверхности.

4) Спутники Марса. Вопрос их образования. Составление модели дальнейшей эволюции их жизни.

Все загадки красной планеты постепенно решаются и не исключено что в скором времени Марс преподнесет землянам ещё не мало интереснейших открытий. А о тех открытиях, которые уже совершены, вы узнаете из следующих подразделов.

Наблюдение планеты Марс с Земли

Название своё получил в честь римского бога войны за кроваво-красный яркий цвет, особенно отчётливый во время великих противостояний, происходящих раз в 15-17 лет. В это время Марс максимально близко сближается с Землёй и выглядит самой яркой звездой на ночном небе (-2,7 звёздной величины). Угловой диаметр Марса во время великих противостояний 25", тогда как во время афелийных — 14".

В остальное время Марс также виден невооружённым глазом, хотя для наблюдения — это трудный объект и лучше использовать для этих целей любой, даже любительский, телескоп. Выглядит планета как небольшая звёздочка с характерным цветом, по яркости уступающая только Солнцу, Луне, Венере и Юпитеру.

При наблюдении Марса с Земли можно заметить, что со временем площадь диска планеты, освещённого Солнцем, меняется: от узкого серпа до почти идеального круга, т.е. происходит смена марсианских фаз (по аналогии с фазами Луны). В отличии от меркурианских и венерианских фаз освещённости диска Марса никогда не бывает полной, что характерно для всех внешних планет (расположены за орбитой Земли по направлению к границам Солнечной системы). Максимальная освещённость марсианского диска соответствует освещённости диска Луны за 3 дня до полнолуния.

В достаточно сильный телескоп на диске Марса можно различить отдельные детали его поверхности, которые можно классифицировать следующим образом:

1. Яркие области, или «материки», занимающие 2/3 диска. Они представляют собой однородные светлые поля оранжево-красноватого цвета.

Северная полярная шапка Марса рис.2 Северная полярная шапка Марса. Снимок космического аппарата Mars Global Surveyor. Credit: NASA/JPL/MSSS

2. Полярные шапки — белые пятна, образующиеся вокруг полюсов осенью и исчезающие в начале лета. Это самые заметные детали. Они проявляются как резкие увеличения яркости в ультрафиолетовых лучах (0,37 мк), но совсем не видны в ближней инфракрасной области (1,38 мк; здесь планета светит всё ещё отражённым, а не тепловым излучением). Это означает, что мы видим в данном случае не снег или лёд на поверхности, а облака (из тонких кристалликов), плавающие в атмосфере. Размеры кристалликов так малы, что на длине волны около 1 мк они уже свет не рассеивают. Возможно, что это кристаллики обычного льда Н2О. При таких температурах может конденсироваться и углекислый газ.

Значительная часть видимой полярной шапки представляет собой твердый осадок на поверхности, причем этот осадок образован замерзшей углекислотой, под которой лежит обычный водяной лёд. В полярных шапках (главным образом в неисчезающей полностью южной) содержится больше СО2 и Н2О, чем в атмосфере. Было высказано следующее очень интересное предположение. Вследствие прецессии полярной оси Марса один раз в 50 000 лет получается так, что обе полярные шапки исчезают полностью и тогда давление в атмосфере повышается, увеличивается содержание Н2О, появляется жидкая. вода.

Зимой в северном полушарии полярная шапка растёт, а в южном почти исчезает: там лето. Через полгода полушария меняются местами.

Однако, южная шапка зимой разрастается до 50° по широте, а северная — только до трети. Летом же северная полярная шапка исчезает целиком, от южной сохраняется небольшой остаток. Почему же так неравноправно распределены роли? Это происходит из-за вытянутости орбиты Марса. В южном полушарии планеты зима более холодная, а лето — более тёплое. Летом южного полушария Марс находится в точке перигелия, а зимой — в точке афелия.

Из неравенства полярных шапок в зимнее время года учёные сделали вывод о том, что зимой южного полушария в полярной шапке связано больше углекислого газа, и давление в атмосфере Марса падает. Весной южная шапка тает, начинает расти северная, но оставляет атмосфере больше углекислого газа, и её давление растет. С движением Марса по орбите давление его атмосферы сильно меняется.

Во время таяния и северной и южной полярных шапок от полюсов распространяются «волны потепления». Высказывалось предположение, что эти волны связаны с распространением растительности по поверхности Марса, однако более поздние данные заставили отказаться от этой гипотезы. Сквозь синие светофильтры полярные шапки выделяются очень контрастно.

Материки и моря на Марсе рис.3 Снимок космического телескопа Хаббла от 10 марта 1997 г. на котором отлично видны материки и моря. Credit: NASA/JPL

3. Тёмные области серо-зелёного цвета (или «моря»), занимают 1/3 диска Марса. Особенно много морей в южном полушарии Марса, в северном полушарии морей всего два: Большой Сырт и Ацидалийская равнина.

Моря видны на фоне светлых областей в виде пятен, различных по величине и форме и сами состоят из чередующихся тёмных пятен и полос, связанными с неровностями рельефа. Изолированные тёмные области небольших размеров называются «озёрами» или «оазисами». Вдаваясь в «материки», моря образуют «заливы».

Отношение яркости «материков» и «морей» максимально в красной и инфракрасной области (до 50% для самых тёмных «морей»), в жёлтых и зеленых лучах оно меньше, в синих на диске Марса «моря» вообще не различаются. И те и другие детали рельефа имеют красноватый цвет.

Тёмные области наряду с полярными шапками участвуют в цикле периодических сезонных изменений. Зимой они имеют наименьший контраст. Весной вдоль границы полярной шапки образуется тёмная кайма, и контраст тёмных областей вокруг шапки увеличивается. Потемнение распространяется постепенно в направлении к экватору, захватывая всё новые и новые области.

Многие детали, не различающиеся в данном полушарии зимой, становятся хорошо заметными летом. Волна потемнения распространяется со скоростью примерно 30 км в сутки. В некоторых районах изменения повторяются регулярно из года в год, в других происходят каждую весну по-разному. Кроме повторяющихся сезонных изменений, неоднократно наблюдалось необратимое исчезновение и появление тёмных деталей (вековые изменения).

Светлые области не участвуют в сезонном цикле, но могут испытывать необратимые вековые изменения.

Первоначально у астрономов были 2 гипотезы на счёт сезонных изменений на планете Марс. Первая из них связывала волны потемнений с растительностью: весной растения вступают в активную фазу своего развития, благодаря увеличению температуры и влажности. Вторая связывала потемнение с изменение окраски при увеличении температуры или влажности минеральным материалом.

В настоящее же время объяснение сезонности в расположении тёмных областей звучит так: большинство тёмных областей представляют собой холмистые участки с многочисленными кратерами, нагромождениями камней и другими неровностями, которые способствуют формированию и развитию пыльных бурь и смерчей, которые, перенося огромные массы пыли затем "откладывают" её у неровностей, тем самым создавая контраст между участками поверхности лишёнными пыли и покрытыми ею. Сезонные изменения таким образом являются следствием воздействия пыльных бурь, частота которых в летний период значительно возрастает.

4. Облака — временные детали, локализованные в атмосфере. Иногда они закрывают значительную часть диска, препятствуя наблюдению тёмных областей. Различаются два вида облаков: жёлтые облака, по общему мнению, пылевые (бывают случаи, когда жёлтые облака закрывают весь диск на целые месяцы; такие явления называются «пылевыми бурями»); белые облака, состоящие скорее всего из ледяных кристалликов подобно земным циррусам.

История исследования планеты Марс

Планета Марс известна людям очень давно. Её знали жители Древней Греции, Вавилона и Индии. Причём у всех этих народов планета называлась в честь местного бога войны или была связана с войнами и разрушениями. Причиной такого отношения людей к безобидной планете являлся её кроваво-красный яркий цвет при наблюдениях с Земли. Так у древних греков Марс во времена Пифагора именовался сначала Фаэтоном («блистающий, лучезарный»), а затем во времена Аристотеля — Пироэйсом — звездой греческого бога войны Ареса (Ἄρεως ἀστἡρ). В вавилонской астрономии планета называлась Нергал, в честь бога преисподней, войны и смерти. В индуистских религиозных текстах Марс известен как божество войны Мангала (मंगल), а также как Ангарака и Бхаума на санскрите. Древние египтяне дали планете название бога неба и царственности Гора. Китайцы и корейцы называли 火星 или звезда огня. В Древнем Китае появление Марса на небе было знамением "горя, войн и убийств."

Привычное для современного человека название Марс планете дали древние римляне, в честь бога войны, отождествляемого с греческим богом Аресом. Первоначально же Марс в греческой мифологии был богом плодородия. В честь Марса как бога плодородия был назван первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы. Сегодня этот месяц нам известен как март (лат. Mārtius mēnsis «Марсов месяц»).

Символами бога Марса были копьё и щит. Впоследствии данные атрибуты были стилизованы, объединены и сегодня стали астрологическим символом планеты Марс, алхимическим символом железа и символом мужского пола в биологии.

Древние астрономы вели наблюдения планеты, записывали ход её годового движения по небу, т.е. осуществляли простейшие астрономические наблюдения. В частности китайские астрономы знали сидерический и синодический периоды Марса. Но для более полного изучения планеты требовались более совершенные оптические приборы, которыми стали телескопы.

Первым человеком, который увидел планету Марс в телескоп был итальянский учёный Галилео Галилей. Произошло это в 1609 году.

В 1638 году, рассматривая Марс в телескоп, итальянский астроном Франческо Фонтана сделал первый рисунок планеты, на котором изобразил чёрное пятно в центре сферы и открыл фазы планеты.

В 1659 г. тёмное пятно обнаружил голландец Христиан Гюйгенс, который наблюдая за перемещением пятна на диске планеты установил период обращения Марса вокруг своей оси — около 24 часов. Сегодня учёные считают, что Гюйгенс наблюдал горное плато Большой Сирт.

Год спустя итальянец Жан Доминик Кассини уточнил расчёты Гюйгенса касательно периода обращения планеты. Результаты его вычислений были близки к действительным — 24 часа 40 минут.

В 1672 году Христиан Гюйгенс обнаружил на южном полюсе Марса белое пятно.

телескоп Уильяма Гершеля рис.4 Телескоп Уильяма Гершеля. Источник: Leisure Hour. 1867 г.

Спустя 32 года французский астроном Жак Филипп Маральди в парижской обсерватории установил, что белое пятно в южном полушарии немного смещено относительно южного полюса планеты. А в 1719 им же было сделано предположение о том, что белое пятно является полярной ледяной шапкой.

В период с 1777 по 1783 гг. наблюдения Марса велись астрономом Уильямом Гершелем. В результате астрономом было установлено, что: ось вращения планеты наклонена под углом 28° 42' к плоскости орбиты и на Марсе возможна смена времён года, диаметр планеты почти в 2 раза меньше диаметра Земли, атмосфера планеты весьма разряжена, на противоположных краях планеты имеются "два замечательных ярких пятна, северная полярная шапка, также как и южная немного смещена относительно полюса, т.е. эксцентрична ему, период вращения Марса составляет 24 ч 39 мин 21,67 сек. В результате серии наблюдений Марса в 1781 и 1784 году Гершель обнаружил изменчивость южной полярной шапки планеты: в 1781 году она была очень большой, в 1984 году гораздо меньшей, что позволило сделать вывод об основном веществе шапок — водяном льде.

Во время наблюдений Марса Уильям Гершель делал зарисовки планеты, на которых заметны такие детали марсианской поверхности, как Море Песочных часов (плато Большой Сирт), Сабейский Залив и Залив Меридиана.

В XIX веке наблюдения Марса и других космических объектов в телескопы приобрело массовый характер: исследования вели не только профессиональные астрономы, но и астрономы-любители.

Так в 1809 году французский астроном-любитель Оноре Флогер смог разглядеть на поверхности планеты пыльные бури написав, что "вуаль цвета охры закрыла поверхность." В 1813-ом он обнаружил уменьшение полярной шапки весной, сделав вывод о более сильном нагревании поверхности Марса чем поверхности Земли.

В 1830 г. два немецких астронома Вильгельм Беер и Иоганн Генрих фон Медлер на основании наблюдений Марса с помощью телескопа-рефрактора составили первую карту поверхности планеты и предложили координатную сетку, которая используется до наших дней. Кроме того астрономы в 1840-ом году с точностью до 1 секунды измерили период вращения планеты вокруг своей оси, улучшив на 12 секунд свой же результат, полученный в 1837 г.

Спустя 28 лет изучением Марса занялся итальянский астроном и священник Анджело Секки. Работая в Ватиканской обсерватории Секки обнаружил в атмосфере планеты некие особенности голубого цвета, названные им «Голубым Скорпионом», которые скорее всего являлись облаками. Подобные образования некоторое время спустя наблюдал, попутно делая зарисовки, также английский астроном Дж. Норман Локьер.

В 1862 г. при составлении карты Марса голландский астроном Фредерик Кайзер уточняет период вращения планеты вокруг своей оси. Полученной им значение на 0,02 секунды отличалось от действительного.

В это же время немецкий астроном Иоганн Золлнер начинает серию наблюдений Марса с помощью лично построенного спектроскопа и вычисляет альбедо планеты, равное 0,27. В конце XIX века используя спектроскоп Золлнера немецкие астрономы Густав Мюллер и Пауль Кемпф установили у Марса незначительные вариации в смене отражательной способности, что было истолковано ими как наличие у планеты гладкой поверхности без больших перепадов высот.

Через год после наблюдений Марса Кайзером и Золлнером Секки создаёт цветные рисунки планеты. Для обозначения отдельных элементов поверхности им используются имена знаменитых путешественников. В 1869 году им же обнаружены каналы — линейные объекты, связанные с промоинами на поверхности Марса.

За 2 года до обнаружения каналов Секки английский астроном Ричард А. Проктор на основе чертежей своего земляка Уильяма Р. Дауэса, составленных в 1864 году, создаёт самую подробную для своего времени карту планеты, на которой впервые для обозначения тёмных и светлых деталей поверхности использует имена астрономов, которые внесли большой вклад в изучении красной планеты. Выбранный Проктором нулевой меридиан на составленной карте используется по настоящее время.

В том же году французский астроном Пьер Жюль Сезар Жансен совместно с английским астрономом Уильямом Хаггинсом впервые попытались с помощью спектроскопа изучить состав атмосферы Марса. В результате их совместных исследований было установлено, что оптический спектр планеты Марс практически совпадает со спектром Луны, а в атмосфере планеты отсутствует водяной пар. Позже их выводы были подтверждены немецким астрономом Германом Фогелем и английским астроном Эдвардом Маундером.

В 1873 году французский астроном Камиль Фламмарион для объяснений красноватой окраски Марса выдвинул гипотезу о существовании на планете "трав и растений". Астроном также пишет многочисленные сочинения в которых широко использует номенклатуру названий Проктора.

После небольшого четырёхлетнего перерыва в изучении красной планеты наступил 1877 год, один из самых богатых на открытия в истории изучения Марса.

В этот год Джованни Скиапарелли Вирджинио, являющийся директором обсерватории Брера в Милане, создаёт новую номенклатуру для обозначения отдельных деталей на поверхности Марса, основанную на именах мифических персонажей и географических земных названий. В частности им предложено называть светлые области материками, а тёмные — морями, по аналогии с лунной номенклатурой. Год спустя на основе разработанной номенклатуры Скиапарелли даёт первые имена отдельным деталям поверхности и на карте планеты появляются: моря Афродиты, Эритрейское, Адриатическое, Киммерийское; озёра Солнца, Лунное и Феникси т.д.

В сентябре 1877 года во время нахождения Марса в точке перегелия Скиапарелли находит на поверхности странные линейные полосы, которые называет "Canali". По недоразумению значительное число людей усмотрели в открытии доказательства существования на планете разумной жизни, т.к. на английском языке слово переводится как каналы и подразумевает их искусственное происхождение. Так американский астроном Персиваль Ловелл усмотрел в каналах некоторое подобие марсианских оросительных систем, с помощью которых марсиане транспортируют воду из полярных шапок в засушливые экваториальные районы полосы растительности, а писатель Герберт Уэллс написал свой знаменитый роман «Война миров» в котором злые марсиане вторгаются на Землю.

В 1903 году гипотеза о рукотворном происхождении сети каналов, также как и существование самих каналов, получила опровержение, т.к. даже самые мощные телескопы того времени не обнаружили ни единого следа их существования.

Знаменит 1877 год и открытием двух спутников Марса: Фобоса и Деймоса. Открыл их американский астроном Асаф Холл, используя 660 миллиметровый телескоп военно-морской обсерватории США. Первый спутник астроном наблюдает 11 августа как слабый объект недалеко от планеты, а уже через неделю сообщает об этом открытии широкой общественности.

30 августа в газете The New York Times сообщается об открытии третьего спутника Марса, который якобы обнаружили американцы Генри Дрейпер и Эдвард Синглтон Холден. Но сенсация оказалась ложной.

Названия марсианских спутников были предложены научным инструктором Итонского колледжа в Англии Генри Маданом по имени лошадей, которые несли колесницу римского бога Марса: Фобос — страх и Деймос — ужас.

В том же году английский астроном Дэвид Гилл, воспользовавшись удачным положением Марса на небосклоне (планета находилась в противостоянии с Землёй), оценивает суточный параллакс Марса и на основании этих измерений оценивает расстояние от Земли до Солнца с высокой точностью.

В 1879 году американский астроном Карл Август Младший проводит точные измерения диаметра планеты.

В это же время канадский и американский астроном Саймон Ньюкомб публикует высокоточные таблицы для определения ежедневного положения небесных объектов, которые используются до сегодняшнего дня.

Карта Марса Джованни Скиапарелли рис.5 Карта планеты Марс Джованни Скиапарелли.

В 1887-91 гг. Скиапарелли публикует несколько очень подробных карт Марса, используя предложенную в 1877 номенклатуру.

В 1890-ом американский астроном Эдуард Эмерсон Барнард при наблюдении Марса отмечает кратеры на его поверхности, но не сообщает об открытии общественности.

В 1892 году Камиль Фламмарион публикует работу о планете Марс, в которой собраны описания всех её наблюдений, начиная с 1600 года.

В 1894 г. первые наблюдения красной планеты начинает американский астроном Персиваль Лоуэлл. По итогам наблюдений в период с 1895 по 1908 гг. учёным была выпущена серия из трёх книг в которых приводились известные на тот момент сведения о планете и возможности существования внеземной жизни. В частности им сообщается, что светлые области являются пустынями, а тёмные пятнами растительности. Таяние льдов весной приводит к формированию многочисленных водных потоков, которые стекая по направлению к экватору, способствуют пробуждению и бурному росту марсианских растений (т.н. волны потепления).

В это же время ещё один американский астроном Уильям Кэмпбелл обнаруживает сходство спектров Марса и Луны, что шло в разрез с расхожей теорией о подобной земной марсианской атмосфере. В результате Кэмпбелл приходит к выводу, что планета не подходит для "жизни, какой мы её знаем."

В 1895 году русский астроном Герман Оттович Струве на основании исследования спутников Марса смог определить, что экваториальный диаметр планеты на 1/190 превышает полярный. В 1911 году астроном уточнил полученное значение до 1/192. Через 33 года результат Струве был подтверждён американским метеорологом Эдгаром Вулардом.

В 1903 году с целью поиска каналов на Марсе планету начинает фотографировать американский астроном Карл О. Лампланд из обсерватории Лоуэлла. После двух лет наблюдений были опубликованы и отправлены в Гарвардскую обсерваторию фотографии, на которых по словам астронома видны марсианские каналы. 28 мая газета New York Times печатает отчёт в котором сообщается о первой фотографии марсианских каналов. Однако, разрешающая способность телескопов того времени, а также отсутствие фотографий в газетах, заставили многих учёных усомниться в достоверности наблюдений. Буквально в том же году английским астрономом Эдвардом Маундером был поставлен эксперимент, результаты которого показали, что каналы на поверхности Марса скорее всего являются оптической иллюзией. Суть эксперимента состояла в следующем: испытуемым с достаточно большого расстояния показывали диск с беспорядочным набором пятен, вместо которых многие из них видели «каналы». Проводились также эксперименты с наблюдением тонкой проволоки на фоне диска с разных расстояний.

В 1907 году английский ученый Альфред Рассел Уоллес публикует работу «Обитаем ли Марс?», в которой указывает на невозможность существования на планете высокоорганизованной жизни по причине низкой температуры и низкого атмосферного давления, которое препятствует существованию воды в жидком виде. В работе Уоллес даёт сведения и о том, что полярные шапки планеты образованы не водяным, а сухим льдом, что также значительно снижает шансы на обнаружение воды в марсианской атмосфере.

В 1909 году об отсутствии каналов на поверхности сообщает американский астроном Джордж Эллери Хейл.

В это же время детальные карты Марса, составленные по итогам наблюдений во время противостояния планеты, публикует французский астроном Эжен М. Антониади. Карта Антониади подтвердила предположение о том, что "геометрическая сеть каналов есть оптическая иллюзия". В 1930 году Антониади публикует книгу «Планета Марс», в которой обобщает все известные на тот момент сведения о рельефе планеты, создав таким образом самую подробную карту марсианской поверхности, остававшейся таковой до полётов космических кораблей.

В 1912 году шведский химик Аррениус Сванте предполагает, что особенности изменений альбедо Марса вызваны химическими реакциями, происходящими в связи с таянием полярных шапок, но никак не связаны с жизненными циклами марсианских растений.

В 1920-ом Эдисон Петтит и Сэт Николсон на обсерватории Маунт-Вилсон (США) изучают температуру различных регионов планеты. В результате измерений оказалось, что температуры на Марсе колеблются от +15°C в полдень на экваторе до -85°C ранним утром на полюсах.

В 1922 году эстонский астроном Эрнест Юлиус Эпик смог рассчитать плотность метеоритных кратеров на поверхности Марса, за много лет до практического осуществления этой задачи космическими аппаратами.

В 1925 г. американский астрофизик Дональд Мензел на основании исследования фотографий красной планеты, сделанных на разной длине световой волны, оценивает давление марсианской атмосферы, равное 66 миллибар.

В следующем году американский астроном Уолтер Сидни Адамс проводит спектроскопические измерения марсианской атмосферы. Выясняется, что атмосфера планеты чрезвычайно сухая, а процентное содержание кислорода не превышает 1%. Однако, учёный не исключает, что даже в таких сложных условиях могут существовать примитивные виды живых существ.

В 1927 году изучением температуры марсианской атмосферы занялись американские учёные Уильям Кобленц и Карл Отто Лампланд. Выяснилось, что температура на планете испытывает значительные суточные колебания, достигающие сотни градусов, а вот температура облаков почти постоянна и составляет -30°C. Полученные результаты свидетельствовали о небольшой толщине марсианской атмосферы.

В 1929-ом французский астроном Бернар Лио, используя поляриметр, установил приповерхностное давление марсианской атмосферы как меньшее или равное 24 мбар, и на основании вычислил толщину всей атмосферы, которая оказалась в 15 раз тоньше земной.

В 1947 году в атмосфере Марса голландско-американским астрономом Джерардом Койпером был обнаружен углекислый газ. Однако, из-за ошибки в расчётах учёный неверно оценил давление марсианской атмосферы и сделал ошибочный вывод о том, что ледяные шапки планеты не могут состоять из замёрзшей углекислоты. В течении двух десятилетий водяной пар и углекислый газ оставались единственными известными газами составляющими марсианскую атмосферу, причём оба газа не считались основными её компонентами.

20 августа 1956 года на Марсе началась глобальная пыльная буря, которую могли наблюдать многие астрономы. К середине сентября буря охватила всю планету.

В 1963 году американский астроном Хайрон Спинрад вместе со своими сотрудниками провёл спектроскопические измерения атмосферы Марса, которые подтвердили её чрезвычайную сухость.

В 1964 г. американский учёный Льюис Каплан на основании анализа Спинрада определяет давление углекислого газа в марсианской атмосфере, равное 4 мбар.

К 60-70-ым годам XX века астрономы уже знали как планета Марс вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, знали её массу, диаметр и среднюю плотность. Были заложены основы ареографии и составлены подробные карты планеты. Но по-прежнему астрономы ничего не знали о поверхности Марса (если не считать крупных деталей о которых было сказано выше), не знали точного состава его пород и состав атмосферы. Именно поэтому появились многочисленные гипотезы, которые по-своему трактовали нерешённые марсианские вопросы, которых с каждым годом было всё больше.

Марс-1 рис.6 Космический аппарат «Марс-1». Credit: NSSDC

Подтвердить или опровергнуть эти гипотезы можно было лишь запустив к Марсу космический корабль, что и было сделано в начале ноября 1962 года Советским Союзом. Первоначально в планы миссии «Марс-1» входили: сбор данных о космическом излучении, изучение микрометеоритов, магнитного поля Марса, марсианской атмосферы, радиационной обстановки вокруг планеты и поиск органических соединений. Однако, из-за разгерметизации и последующей утечки газа из одного из баллонов, предназначенных для двигателей системы ориентации, ещё до подлёта корабля к Марсу связь с ним прервалась. Произошло это 21 марта 1963 года на расстоянии 106 760 000 км от Земли.

За время стабильной работы с аппаратом был проведён 61 сеанс радиосвязи с интервалами сначала в 2, а затем в 5 дней. Были собраны данные о распределении метеоритного вещества из потока Таурид (на высотах 6-40 тыс.км) и аналогичные данные на расстоянии 20-40 млн.км, исследованы космическое излучение, магнитное поле Земли и межпланетного пространства (магнитное поле межпланетного пространства имело напряжённость 3-4 гамм с пиками в 6-9 гамм).

19 июня 1963 года запущенный «Марс-1» (Спутник-23) прошёл на расстоянии 197 тыс. километров от красной планеты, после чего вышел на гелиоцентрическую орбиту.

Marsnik 1 рис.7 Marsnik 1. Credit: NSSDC

Необходимо отметить, что аппарат «Марс-1» был четвёртым по счёту, предназначенным для изучения планеты Марс. В 1958-60 гг. в СССР проектировалась серия космических аппаратов 1М. В серию входили 2 аппарата: «Mars 1960A» (Marsnik 1) и «Mars 1960B» (Marsnik 2). Название Marsnik закрепилось за ними в США путём соединения английских слов «Mars» и «sputnik».

Предназначены АМС были для изучения атмосферы, ионосферы, магнитосферы Марса, межпланетного пространства между орбитами планеты и Землёй. Предполагалось фотографирование красной планеты. Для этих целей на борту аппаратов, которые были идентичны друг другу, установили магнетометр, радиометр, счётчик космических лучей, детектор микрометеоритов и другие приборы. Фототелевизионная камера была установлена внутри защитного модуля и позволяла фотографировать через специальные окна после включения датчика освещенности.

К сожалению программа 1М потерпела неудачу: оба аппарата сгорели в земной атмосфере после нескольких минут полёта. «Марс 1960А» сгорел после отдачи команды на самоуничтожение на 324 секунде полёта. Через 4 дня — 14 октября 1961 г. в атмосфере сгорает «Марс 1960Б». К аварии в обоих случаях привёло отключение двигателей третьей ступени ракеты, вызванный, в случае с «Марсом 1960А» отказом системы управления, а в случае с «Марсом 1960Б» — утечкой жидкого кислорода и последующим замерзанием топлива.

После программы 1М в СССР начались работы по созданию космических кораблей серии 2МВ. Построено было 6 аппаратов: 3 были предназначены для изучения Венеры, 3 — для изучения Марса. Среди последних был и первый удачно запущенный «Марс-1». Оставшиеся аппараты предназначенные для изучения Марса: Спутник-22 и Спутник-24, в результате аварий на околоземной орбите миссию свою не выполнили.

Маринер-4 рис.8 «Маринер-4». Credit: NSSDC

«Марс-1» был первым космическим аппаратом, пролетевшим мимо Марса. Первым же аппаратом, получившим фотографии марсианской поверхности был американский «Маринер-4», запущенный спустя почти два года — 28 ноября 1964 г. с помощью ракеты «Атлас». Основной задачей аппарата было тщательное исследование Марса. Менее важными: исследование межзвёздного пространства и накопление опыта межпланетных перелётов для последующих космических аппаратов.

15 июля 1965 г. аппарат прошёл на расстоянии 10 тыс. километров от поверхности планеты, сделав несколько десятков снимков, покрывших около 1% площади марсианской поверхности. По снимкам учёными был сделан вывод о схожести поверхностей Марса и Луны, который позднее был опровергнут результатами исследований планеты «Маринером-6» и «Маринером-7». Также с помощью аппаратуры, установленной на аппарате, получены данные о плотности и составе атмосферы, результаты которых показали, что атмосфера Марса состоит в основном из углекислого газа и по плотности стократно уступает земной, составляя от 4,1 до 7,0 Мб. Магнитное поле у красной планеты обнаружено не было.

После посещения Марса «Маринер-4» продолжил работу на околосолнечной орбите, передавая на Землю данные о солнечном ветре с помощью детектора солнечной плазмы, ионизационной камеры и счётчика Гейгера-Мюллера. 21 декабря 1967 года связь с аппаратом прекратилась.

Космический аппарат «Маринер-4» был вторым, предназначенным для изучения Марса, в серии космических аппаратов НАСА «Маринер». Первый аппарат — «Маринер-3», запущенный 5 ноября 1964 г., миссию свою не выполнил. Неудачи начались ещё на Земле, когда во время старта не был сброшен обтекатель ракеты-носителя. В результате солнечные батареи «Маринера-3» не развернулись и аппарат вышел из строя. В настоящее время он находится на солнечной орбите.

Миссию «Маринера-3» удачно завершил идентичный ему «Маринер-4».

В это же время в Советском Союзе неудачно завершился полёт космического аппарата «Зонд 2», запущенного 30 ноября 1964 года и предназначенного для проверки работы систем в космическом пространстве и научных исследований. 8-18 декабря того же года были испытаны двигатели корабля и казалось бы всё шло по плану. Но в начале мая 1965 года связь с аппаратом была прервана, а 6 августа он прошёл с минимальной скоростью на расстоянии 1500 км от поверхности планеты.

Маринер-6, 7 рис.9 «Маринер-6». Credit: NSSDC

Вслед за «Маринером-4», в 1969 г., к Марсу с разницей один месяц полетели космические аппараты НАСА «Маринер-6» и «Маринер-7». Первым 25 февраля с пусковой площадки 36B на мысе Кеннеди был запущен «Маринер-6». 27 марта следом за ним изучать красную планету отправился «Маринер-7».

29 июля этого же года на «Маринере-6» за 50 часов до ближайшего сближения с планетой были включены все научные приборы, а спустя ещё 2 часа началось фотографирование Марса. В течении 41 часа были получены 50 изображений, в том числе одно дробное. 31 июля в 5 часов 3 минуты начался этап изучения планеты с близкого расстояния (минимальное — 3431 км). За время работы аппарата на этом этапе миссии были сделаны 26 снимков, которые опровергали схожесть марсианской поверхности с лунной. В течение следующих нескольких дней с помощью установленных на борту инструментов на Землю передавались данные о составе марсианской атмосферы, измерения температуры и давления. Затем аппарат отправился по гелиоцентрической орбите, попутно фотографируя звёзды, проводя ультрафиолетовое сканирование Млечного Пути и изучая возможности функционирование расположенных на борту инженерных систем.

«Маринер-7» приблизился к Марсу 5 августа, подойдя к планете в 5 часов 49 секунд на минимальное расстояние в 3430 км. За время нахождения вблизи Марса были сделаны 33 снимка с большим разрешением. Затем «Маринером-7» были повторены исследования «Маринера-6», т.е. фотографирование звёзд и изучение различных областей нашей галактики с помощью УФ-сканирования.

Всего за время работы аппаратов вблизи Марса ими были получены около 200 изображений: 76 «Маринером-6» и 126 «Маринером-7». Кроме того были получены 1177 снимка, представляющих собой 1/7 часть полного снимка с разрешениями как меньше так и больше полного снимка. Ими были покрыты 20% поверхности Марса. Были получены данные о составе марсианской атмосферы, её давлении, которые в принципе совпадали с результатами, полученными «Маринером-4». Исследования полярной шапки на южном полюсе планеты выяснили её состав из замёрзшего углекислого газа.

В том же 1969 году с разницей в неделю Советским Союзом были запущены космические корабли серии М-69 «Марс-1969A» и «Марс-1969B». Оба корабля в результате аварий ракет-носителей на смогли выйти за пределы Земли: «Марс-1969A» в результате отказа главного двигателя на 438,66 секунде, взорвался и упал в горах Алтая, «Марс-1969B» в результате отказа, сначала одной, а затем и 5 остальных разгонных ракет, взорвался уже на 41 секунде после старта, достигнув высоты в 3 километра.

Научная аппаратура каждого из аппаратов состояла из 3-х телевизионных камер, радиометра, детектора паров воды и нескольких спектрометров для изучения солнечного ветра, ионов водорода и гелия. Камеры могли вести цветные телепередачи, а также делать фотоснимки размером 1024 на 1024 пикселей и максимальным разрешением до 200 метров. Количество снимков, хранимых на одной камере, могло составлять 160.

Видно, что качество научной аппаратуры, поставляемой на каждый из аппаратов было очень высоким и если бы не досадные аварии на самом старте на Землю были бы переданы качественные видео- и фото- снимки марсианской поверхности и новые сведения об атмосфере планеты.

Марc-2 рис.10 «Марc-2». Credit: NSSDC

В мае 1971 г. были запущены сразу 5 космических кораблей: «Маринер-8», «Космос-419», «Марс-2», «Марс-3» и «Маринер-9». Первые 2 аппарата потерпели аварии на старте: «Маринер-8» упал в Атлантический океан в 560 километрах к северу от Пуэрто-Рико после аварии ракетоносителя, «Космос-419» был успешно выведен на низкую орбиту, но из-за ошибки таймера зажигания включавшего разгонную ступень, через 2 дня аппарат сошёл с орбиты и сгорел в земной атмосфере. Остальные аппараты успешно долетели до Марса и совершили многочисленные снимки поверхности.

Первыми с Земли стартовали советские АМС «Марс-2» и «Марс-3». Произошло это 19 и 28 мая 1971 года. Полёт до планеты Марс занял у станций полгода, за которые с ними было проведено более 300 сеансов радиосвязи. На расстоянии 20 млн. км. от Земли был обнаружен магнитный шлейф Земли. По мере дальнейшего удаления аппаратов от Солнца стало фиксироваться уменьшение концентрации электронов.

27 ноября 1971 года от орбитального отсека «Марса-2» был отстыкован спускаемый аппарат. В результате программной ошибки системы спускаемому отсеку перед самым отделением были переданы неверные данные о расчётной траектории движения, в результате которых отсек вошёл в атмосферу под большим углом, чем было запланировано. Несмотря на то, что через 15 минут сработала твёрдотопливная двигательная установка, выпрямившая спускаемый модуль, спасти ситуацию не удалось и аппарат разбился.

В отличии от спускаемого аппарата «Марс-2» спускаемый аппарат «Марс-3» 2 декабря 1971 г. благополучно опустился на поверхность планеты, откуда в течении 14,5 секунд записывал панораму марсианской поверхности. Затем сигнал пропал. Такая же ситуация повторилась и со вторым, установленным на борту телефотометром. После тщательного изучения двух досадных инцидентов была выдвинута гипотеза о причине отключения трансляции — коронном разряде в антеннах передатчика.

Сами советские станции «Марс-2» и «Марс-3» вскоре были переведены на орбиту вокруг планеты, став её первыми искусственными спутниками Марса. Спутниками с помощью инфракрасного радиометра измерялась температура поверхностного слоя и одновременно радиотелескопом температура грунта на глубине в несколько десятков сантиметров; измерялась яркость в различных длинах волн, атмосферное давление и высоты по интенсивности полос СO2, содержание H2O в атмосфере, магнитное поле, состав и температура верхней атмосферы, электронная концентрация в ионосфере, поведение межпланетного вещества в окрестностях Марса.

Выяснилось, что температура северной полярной шапки Марса ниже -110 °С, в то время как на экваторе температура днём может подниматься до 13 градусов выше нуля; приповерхностное давление марсианской атмосферы составляет от 5,5 до 6 Мб; содержание водяного пара в атмосфере в 5000 раз ниже чем на Земле. Была обнаружена ионосфера на высотах 80-110 км. На Землю переданы 60 детализированных снимков планеты, позволившие в дальнейшем создать карты рельефа, обнаружить свечение атмосферы на высотах 200 километров и выявить её слоистую структуру.

Всего станции проработали на орбите 8 месяцев, за которые «Марс-2» совершил 362 оборота вокруг планеты, а «Марс-3» — 20. 22 августа 1972 года миссия аппаратов была завершена.

Космический аппарат «Маринер-9» рис.11 «Маринер-9». Credit: NASA/JPL

Американский аппарат «Маринер-9» был запущен 30 мая 1971 года и также как и советские «Марсы», 14 ноября того же года был переведён на орбиту, став первым искусственным спутником красной планеты.

Высота перицентра орбиты «Маринера-9» первоначально составляла 1398 км над поверхностью планеты, период обращения по орбите — 12 часов 34 минуты. Два дня спустя перицентр снизился на 11 км, а период обращения стал составлять менее 12 часов. 30 декабря после корректировки параметров орбиты аппарата высота перицентра поднялась до 1650 км, а время обращения снизилось и стало составлять 11 часов 59 минут 28 секунд, т.е. стало синхронизировано с 64-метровой антенной DSN в Голдстоуне (Калифорния, США) для передачи полученных в ходе изучения планеты Марс данных.

Сразу после выхода на марсианскую орбиту наблюдения планеты были отложены по причине бушующей на значительной площади пыльной бури. Началась буря 22 сентября 1971 года, ещё до подлёта корабля к Марсу, и вскоре охватила всю планету. В ноябре-декабре буря успокоилась и «Маринер-9» приступил к выполнению своей работы.

Основными целями аппарата были: составление глобальной карты марсианской поверхности, исследование атмосферы, поиск вулканических очагов, измерение силы тяжести. И все эти цели были достигнуты. Так, для составления карты Марса были получены 7329 фотографий с разрешением до 100 метров на пиксель, которые охватили 80% поверхности планеты. Именно благодаря этим снимкам учёные смоли увидеть величайшие вулканы Солнечной системы, грандиозную систему каньонов, впоследствии названную именем космического корабля, многочисленные долины, напоминающие русла земных рек, детально рассмотреть полярные шапки планеты и спутники Марса. Были проведены исследования метеоритных кратеров, по результатам которых установлено существование в приповерхностном слое водного льда и участие в формировании формы кратеров водной и ветровой эрозии. Зафиксировал «Маринер-9» и такие привычные для земного наблюдателя явления как, погодные фронты и туман, имеющих сходное с земными аналогами происхождение.

27 октября 1972 года, после отключения двигателей аппарата, миссия «Маринер-9» была завершена. Аппарат был оставлен на орбите по крайней мере на 50 лет, после истечения которых он сгорит в марсианской атмосфере.

Орбитальная станция «Марс-4» рис.12 Орбитальная станция «Марс-4». Credit: NSSDC

В 1973 г. впервые по межпланетной трассе одновременно совершили полёт 4 станции «Марс».

Первой к Марсу отправилась АМС «Марс-4» — 21 июля 1973 года, в задачи которой входили: обеспечение связи с посадочными модулями «Марс-6» и «Марс-7»; фотографическая съёмка поверхности планеты, позволяющая получать снимки с разрешением до 100 метров, в т.ч. панорамные; поиск водорода в верхней атмосфере Марса; измерение магнитного поля планеты. С помощью установленных на борту аппарата четырёх фотометров планировалось определить содержание углекислого газа, воды и озона. По пути следования к конечной точке своего маршрута «Марс-4» должен был собрать данные о распределении и интенсивности потоков солнечного ветра и исследовать солнечное радиоизлучение.

10 февраля 1974 года аппарат приблизился к Марсу, но из-за ошибки бортового компьютера, тормозные системы не сработали, в результате чего «Марс-4» пролетел мимо планеты на расстоянии 2200 км. Успев снять всего одну фотографию и обнаружить ночную ионосферу Марса, «Марс-4» полностью провалил свою миссию. Сейчас аппарат вращается вокруг Солнца

Спустя четыре дня после запуска «Марса-4» с космодрома «Байконур» был осуществлён запуск аналогичного по конструкции и преследуемым целям аппарата «Марс-5». В отличии от своего предшественника данный аппарат 12 февраля 1974 года был успешно выведен на орбиту, однако почти сразу была обнаружена разгерметизация приборного отсека в орбитальном блоке, который отвечал за работу служебных систем и научной аппаратуры. Расчёты показали, что в таком состоянии «Марс-5» сможет проработать не более 3 недель. На практике же аппарат проработал 16 дней — до 28 февраля 1974 года. За это время «Марс-5» совершил 22 оборота вокруг планеты по эллиптической орбите с параметрами: высота перицентра 1755 км, высота апоцентра 32555 км, полный оборот 24 часа 53 минуты, наклон орбиты к плоскости марсианского экватора 35,5°.

За время работы на орбите аппаратом было сделано 108 фотографий планеты (вместо запланированных 960), из которых лишь 43 снимка получились нормального качества: 15 из них с них сняты короткофокусной «Вега-3МСА», 28 — длиннофокусной «Зуфар-2СА». Также были проведены измерения температуры поверхности, в результате которых выяснилось, что максимальная температура после полудня на экваторе составляет 272К, а ночью снижается до 200К. Проведено уточнение марсианского давления, измеренного предыдущими аппаратами. Новое значение — 6,7 мбар.

С помощью фотометров обнаружено присутствие в атмосфере Марса водяного пара и озона, измеренная концентрация которых оказалась в тысячи раз ниже чем в атмосфере Земли. Проведено измерение температуры экзосферы, оказавшееся равным 295-355 К.

«Марс-5» подтвердил данные аппаратов «Марс-2» и «Марс-3» о существовании у планеты слабого магнитного поля, напряжённость которого составляет лишь 0,0003 земного. А также улучшил результаты «Марса-4», измерив плотность электронов ионосферы — 4600 на см3.

«Марс-6» рис.13 Станция «Марс-6». Credit: NSSDC

Кроме аппаратов предназначенных для изучения планеты Марс с орбиты, в четвёртку аппаратов «Марс» входили 2 станции, нёсшие на борту посадочные модули, предназначенные для изучения различных параметров красной планеты непосредственно с её поверхности. Первым из связки таких аппаратов был запущен «Марс-6» — 5 августа 1973 года.

Несущий модуль «Марса-6» прибыл к планете 12 марта 1974 года. На расстоянии 48 тыс. км от поверхности Марса от несущего модуля был отделён спускаемый аппарат, который в 9 часов 5 минут 53 секунды вошёл в марсианскую атмосферу на скорости 5,6 км/с. Спустя 2 минуты 39 секунд раскрылся парашют и спускаемый аппарат стал передавать информацию о температуре, плотности, давлении и составе марсианской атмосферы с помощью установленных на борту акселерометра, масс-спектрометра, датчиков измерения плотности, давления, температуры, силы и направления ветра. На основании измерений были получены данные о строении тропосферы Марса, установлено снижение температуры окружающего воздуха в направлении от стратосферы к поверхности. Было также высказано предположение о высоком содержании в атмосфере аргона, что впоследствии было опровергнуто более поздними исследованиями. Большая часть полученных данных так и не была прочитана из-за компьютерной ошибки.

В 9 часов 11 минут 5 секунд в момент срабатывания тормозных двигателей связь со спускаемым модулем была прервана.

Несущий модуль «Марса-6» пролетел мимо планеты на расстоянии 1600 км, также до конца не выполнив поставленных задач, в числе которых: поиск водорода в атмосфере, измерение напряжённости магнитного поля, изучение особенностей взаимодействия солнечного ветра с Марсом.

Вторым из связки был запущен «Марс-7». Произошло это 16 августа 1973 г. Спустя 7 месяцев — 9 марта 1974 года аппарат приблизился к Марсу, но из-за системной ошибки отделение спускаемого модуля произошло на 4 часа раньше запланированного срока и модуль пролетел мимо планеты. Несущий модуль провёл ряд исследований космического излучения и микрометеоритов по пути к планете.

В целом из четырёх аппаратов «Марс» со своей миссией справились лишь два: «Марс-6» совершил посадку на поверхность в южном полушарии, и во время спуска в атмосфере впервые провёл прямые измерения её состава, температуры и давления, а «Марс-5» в течении двух недель был искусственным спутником планеты. «Марс-4» и «Марс-7» провели исследования планеты и межпланетного пространства на пролётных траекториях, причём оба не выполнили своей программы полностью.

Станция НАСА «Викинг-1» рис.14 Автоматическая станция «Викинг-1». Credit: NSSDC
Посадочный блок «Викинг-1» рис.15 Посадочный блок «Викинг-1». Credit: NSSDC

В 1975 г. с мыса Канаверал (Флорида, США) были запущены 2 американские автоматические орбитально-посадочные станции «Викинг-1» и «Викинг-2», посадочные блоки которых достигли Марса в 1976 г. и впервые передали фототелевизионное изображение его поверхности. Посадочный блок «Викинга-1» совершил мягкую посадку на Равнине Хриса 20 июля, а «Викинга-2» — на Равнине Утопия спустя полтора месяца — 3 сентября.

С помощью аппаратуры, установленной на спускаемых модулях «Викингов» — масс-спектрометров, инфракрасных спектрометров и радиометров, были проведены: прямые измерения химического состава атмосферы, которые показали, что она на 95% состоит из СО2; регистрация водяных паров в атмосфере и измерения температуры, показавшие её значительные колебания в течении суток.

В местах посадок проводились уникальные эксперименты с целью обнаружить признаки жизни в марсианском грунте. Специальное устройство захватывало образец грунта и помещало его в один из контейнеров, содержавших запас воды или питательных веществ. Поскольку любые живые организмы меняют среду своего обитания, приборы должны были это зафиксировать. Хотя некоторые изменения среды в плотно закрытом контейнере наблюдались, к таким же результатам могло привести наличие сильного окислителя в грунте. Вот почему учёные не смогли уверенно отнести эти изменения за счёт деятельности бактерий.

В общей сложности посадочный блок «Викинг-1» (с января 1982 г. переименованный в память руководителя команды по фотографированию поверхности Марса в «Станцию-мемориал Томаса Матча») проработал на поверхности планеты 6 лет и 116 дней — до 11 ноября 1982 года. Блок «Викинг-2» завершил свою работу гораздо раньше — 11 апреля 1980 года...

Поверхность Марса рис.16 Снимок поверхности Марса сделанный посадочным блоком «Викинг-2». Credit: NSSDC

После отделения посадочных блоков станции были выведены на орбиты искусственных спутников планеты Марс. В результате их работы было выполнено детальное фотографирование поверхности Марса и его спутников («Викинг-1» фотографировал Фобос, «Викинг-2» — Деймос), а также составлены подробные карты поверхности планеты, геологические, тепловые и другие специальные карты. В результате анализа полученных карт было выявлено различие в строении марсианских полушарий: если для северного характерны обширные лавовые равнины, то для южного — вулканические плато и нагорья.

Орбитальный модуль «Викинга-1» проработал до 7 августа 1980 года, совершив более 1400 оборотов вокруг планеты. Орбитальный модуль «Викинга-2» на орбите проработал до 25 июля 1978 года, совершив 706 оборотов. Миссия «Викингов» до сих пор остаётся самой успешной и информативной.

Искусственный спутник Марса «Фобос-1» рис.17 Советский аппарат «Фобос-1». Credit: NSSDC

В 1988 году, спустя 13 лет после полётов «Викингов», к Марсу направились советские «Фобос-1» и «Фобос-2», в задачу которых входило исследование Марса и его спутника Фобоса. Но, в результате неверной команды с Земли, один из аппаратов — «Фобос-1» через месяц после запуска потерял ориентацию. Связь с ним восстановить так и не удалось.

Другому аппарату — «Фобосу-2» всё же удалось долететь до цели, и в январе 1989 г. он вышел на орбиту искусственного спутника Марса. Дистанционными методами были получены данные об изменении температуры на поверхности планеты и новые сведения о свойствах пород, слагающих марсианский спутник Фобос. На Землю переданы 38 изображений с разрешением до 40 м, измерена температура поверхности Фобоса, составляющая в наиболее горячих точках 30°С. Кроме изучения Фобоса аппарат изучал характеристики магнитного поля самой красной планеты и взаимодействие его с солнечным ветром. На основании этих исследований, в частности измерения величины потоков ионов кислорода, покидающих планету, была оценена скорость эрозии атмосферы Марса под воздействием потоков солнечной плазмы.

27 марта 1989 г. из-за сбоя в системе управления связь с аппаратом была потеряна и основную миссию, заключавшуюся в доставке на поверхность спутника Марса двух спускаемых модулей, выполнить не удалось.

Следом за советскими исследовательскими кораблями неудачу потерпел американский аппарат «Марс-Обсервер», запущенный 25 сентября 1992 г.. Связь с ним была потеряна 22 августа 1993 г. за несколько дней до выхода на орбиту искусственного спутника Марса. В результате начавшегося сразу после аварии расследования выяснилось, что авария была вызвана повреждением трубопроводов в результате смешивания и последующего реагирования четырехокиси азота и монометилгидразина в титановых трубопроводах системы наддува в процессе наддува топливных баков гелием. В результате в аппарате оказались нарушены электрические цепи .

Не удалось вывести на траекторию полёта к Марсу и российскую станцию «Марс-96», которая разрушилась через пять часов после старта из-за отказа четвёртой ступени ракеты-носителя. В результате станция вошла в верхние слои земной атмосферы и сгорела.

Миссия «Марс-96» была самой амбициозной на тот момент. На борту станции находились две малых посадочных станции, предназначенных для исследования поверхности планеты, в частности фотографирования, измерения температуры, давления и влажности атмосферы, исследования радиационной обстановки, и два пенетратора, с помощью которых предполагалось разносторонне исследование марсианского грунта: его физических свойств, механических характеристик, элементарного состава и т.д..

«Марс-Пасфайндер» рис.18 Посадочный модуль «Марс-Пасфайндер». Credit: NASA/JPL

Череда неудач закончилась в июле 1997 года, когда «Марс-Пасфайндер» доставил на планету первый автоматический марсоход, который успешно исследовал химический состав поверхности и метеорологические условия на Марсе.

Марсоход Sojourner рис.19 Марсоход Sojourner. Credit: NSSDC

Старт ракеты-носителя «Дельта-2», с помощью которого «Марс-Пасфайндер» отправился в космос, был осуществлён 4 декабря 1996 года с мыса Канаверал. Спустя 7 месяцев — 4 июля 1997 года аппарат на скорости около 7,5 км/сек вошёл в марсианскую атмосферу не сделав ни единого оборота по орбите. От перегрева при торможении в атмосфере аппарат был защищён специальной теплоизоляционной защитой.

Вскоре после входа в атмосферу Марса скорость аппарата снизилась до 400 м/сек. Спустя 160 секунд был развёрнут 12,5 метровый парашют снизивший скорость до 70 м/сек. За 10 секунд до посадки на высоте 1,6 км 4 надувшиеся подушки безопасности превратили аппарат в гигантский, диаметром около 5 метров, надувной мячик. Спустя ещё 4 секунды на высоте 98 метров над поверхностью сработали 3 ракетных двигателя, замедлившие скорость падения до менее 20 м/сек. При ударе о поверхность Марса мячик отскочил на 40 метров, продолжая подпрыгивать ещё 15 раз, пока наконец не остановился в километре от первоначального места спуска.

После посадки подушки безопасности спустились, а спустя ещё 87 минут раскрылись 3 солнечные батареи посадочного модуля. Основной задачей посадочного модуля «Марс-Пасфайндер» было обеспечение связи с марсоходом Sojourner и передача изображений и данных, сделанных с помощью марсохода на Землю. Кроме того модуль был оборудован фотокамерой, с наличием двух оптических входов для получения стереоснимков, датчиками для измерения скорости и направления ветра, атмосферного давления, температуры, а также системой хранения данных объёмом 62,5 тыс. КБ. После посадки Mars Pathfinder был переименован в Станцию памяти Карла Сагана, американского астронома и популяризатора науки.

Марсоход Sojourner съехал с посадочного модуля только 5 июля, в связи со сбоем сети дальней связи на посадочном модуле и проблемами со связью между модулем и марсоходом. А 6 июля Sojourner приступил к выполнению своей программы, заключавшейся в исследовании химического состава и физических параметров марсианских камней. Всего за время работы марсоход провёл 15 химических анализов горных пород и грунта.

Круговая панорама Марса рис.20 Панорама Марса, снятая посадочным модулем «Марс-Пасфайндер». Credit: NASA/JPL

Миссия «Марс-Пасфайндер» завершилась 27 сентября 1997 года. За это время посадочным модулем и марсоходом было собрано свыше 270 МБ информации, в том числе 16,5 тыс. изображений с посадочного модуля и 550 изображений с марсохода, проведено исследование окружающей среды, на основании которого удалось установить, что в далёком прошлом климат на планете Марс был тёплым и влажным.

«Марс Глобал Сервейор» рис.21 Станция НАСА «Марс Глобал Сервейор». Credit: NASA/JPL-Caltech

За месяц до запуска «Марс-Пасфайндер» с мыса Канаверал стартовала БИС (беспилотная исследовательская станция) «Марс Глобал Сервейор», которая спустя 300 дней после запуска — 11 сентября 1997 года достигла красной планеты. После сближения с Марсом аппарат в течении 4 месяцев осуществлял орбитальные манёвры для выхода на круговую полярную орбиту. Однако, попытки маневрирования были сорваны в результате проблем с одной из панелей солнечных батарей. Новый этап выхода на орбиту продолжался до апреля 1998 года, в результате чего удалось вывести аппарат на орбиту с перицентром высотой 171 км. Спустя ещё 5 месяцев манёвры на околомарсианской орбите продолжились и, наконец, в феврале 1998 года «Марс Глобал Сервейор» был выведен на круговую полярную орбиту высотой 378 км.

В марте того же года аппарат приступил к съёмкам поверхности планеты, на основании которых впоследствии была составлена карта Марта, а также к изучению марсианского магнитного поля, атмосферы и погодных условий. Основная миссия «Марс Глобал Сервейор» длилась ровно один марсианский год или 687 земных суток. Но, в связи с тем, что аппарат оставался работоспособным и после истечения этого срока, миссию было решено продлить до апреля 2002 г, а после и вовсе на неопределённое время, в результате чего «Марс Глобал Сервейор» передавал информацию с орбиты до 5 ноября 2006 года. По предположениям учёных орбитальный модуль до сих пор вращается на орбите, но из-за неправильного положения одной из солнечных батарей, сигнал с аппарата слишком слабый и не регистрируется на Земле.

«Марс Глобал Сервейор» — одна из наиболее успешных марсианских миссий на сегодняшний момент. Аппарат является первым, снявшим находящиеся на орбите другой планеты космические аппараты. Снимки «Марса Одиссей» и «Марса-экспресс» были сделаны в апреле 2005 года. Годом ранее«Марс Глобал Сервейор» сфотографировал находившейся на поверхности Марса марсоход «Спирит».

«Нодзоми» рис.22 Японская станция «Нодзоми». Copyright: 1998 ISAS. Create by Yasushi YOSHIDA

4 июля 1998 года к планете Марс отправилась японская АМС «Нодзоми». В задачи станции входило: исследование верхних слоёв марсианской атмосферы и её взаимодействия с солнечным ветром, построение структуры магнитного поля Марса, измерение структуры, состава и динамики ионосферы, а также фотографирование поверхности. Амбициозные планы, которым не суждено было сбыться. Дело в том, что вывода аппарата на орбиту вокруг Марса был выбран очень сложный путь: сначала «Нодзоми» должна была дважды облететь вокруг Луны, затем вновь вернуться к Земле для получения разгонного импульса, и только потом начать движение по направлению к планете. Неполадки начались уже 20 декабря, когда при разгоне у Земли станция вышла на околосолнечную орбиту. Японским учёным удалось вывести станцию на новую траекторию, однако 21 апреля 2002 года во время солнечной вспышки была выведена из строя система распределения электропитания. Несмотря на сложности «Нодзоми» удалось провести 2 гравитационных манёвра в окрестностях Земли и наконец отправится к Марсу. Но из-за сложностей в системе распределения электропитания, ракетное топливо гидразин в баках дистанционного управления замёрзло и 9 декабря 2003 года аппарат прошёл на расстоянии тысячи километров над поверхностью Марса, так и не выполнив своей миссии. Сегодня «Нодзоми» обращается по гелиоцентрической орбите с периодом около 2 лет.

В конце 1998 года (11 декабря) с мыса Канаверал к Марсу отправился первый из двух аппаратов программы НАСА «Mars Surveyor 98» под названием Mars Climate Orbiter. Аппарат предназначался для изучения с орбиты планеты атмосферы Марса, погодных условий, изменений на поверхности в результате деятельности ветра, сбора доказательств изменения климата Марса в прошлом. Предполагалось использование Mars Climate Orbiter для ретрансляции сигналов со второго аппарата программы Mars Polar Lander и прочих будущих аппаратов НАСА и спускаемых аппаратов международных миссий.

Mars Polar Lander рис.23 Mars Climate Orbiter. Credit: NASA/JPL

23 сентября 1999 года аппарат приблизился к Марсу, но выйти на запланированную орбиту ему так и не удалось: в 9 часов 37 минут когда Mars Climate Orbiter связь с ним прервалась. Согласно выводам комиссии по расследованию причин инцидента, к потере аппарата привели неверные команды с Земли, приведшие к его выводу на гораздо более низкую орбиту чем планировалось (орбита высотой 57 км вместо положенных 150). В результате Mars Climate Orbiter сгорел в нижних слоях марсианской атмосферы.

Mars Polar Lander рис.24 Mars Polar Lander. Credit: NASA/JPL-Caltech

Mars Polar Lander — второй из аппаратов программы «Mars Surveyor 98» отправился к планете 3 января 1999 года. Спустя 11 месяцев полёта без каких-либо проблем аппарат приблизился к Марсу. В 7:45 по североамериканскому восточному времени (отличается на -5 часов от всемирного координированного времени) началась получасовая окончательная коррекция двигателя. 7 часов спустя Mars Polar Lander в последний раз вышел на связь перед спуском на поверхность планеты. Что с ним произошло дальше — неизвестно.

Mars Polar Lander предназначался для: исследования климата вблизи южной полярной шапки Марса, анализа льда и его возможностей для пополнения марсианской атмосферы водой и углекислым газом, изучения почвенных образцов на наличие льда фотографирования сезонных изменений на планете. Кроме того аппарат нёс на себе 2 пенетратора «Deep Space 2», названных в честь полярных исследователей Амундсена и Скотта. Пенетраторы представляли собой неуправляемые зонды, которые перед входом в атмосферу отделяются от основного аппарата и углубляясь на скорости в грунт передают данные о его составе. Пенетраторы «Deep Space 2» предназначались также для поиска водяного льда, измерения атмосферного давления и температуры.

«Марс Одиссей» рис.25 Орбитальный аппарат «Марс Одиссей». Credit: NASA/JPL-Caltech

7 апреля 2001 года с мысе Канаверал состоялся запуск ракеты-носителя «Дельта-2», несшей на борту орбитальный аппарат НАСА «Марс Одиссей». Аппарат предназначался для изучения климатических особенностей Марса, анализа с орбиты поверхности планеты, окружающей радиационной обстановки и опасности её для последующих пилотируемых миссий. Также в течении 5 лет планировалось использовать «Марс Одиссей» в качестве ретранслятора для передачи информации с будущих наземных модулей.

Спустя 7 месяцев — 24 октября, «Марс Одиссей» прибыл на околомарсианскую орбиту. В течении следующих нескольких месяцев, вплоть до 11 января 2002 г., с помощью серии аэродинамических манёвров аппарат был выведен на орбиту с высотой перицентра 201 км, которая, в результате корректировок, 30 января была поднята до постоянных 400 км и стала полярной. Первоначально миссия аппарата после выхода на окончательную орбиту должна была продлиться 917 дней — до июля 2004 года, но затем была продлена ещё на один марсианский год, вплоть до сентября 2006 года. Сегодня «Марс Одиссей» используется для передачи информации с марсоходов Спирит и Оппортьюнити совершивших посадку на планету в конце 2004 г.

За время работы аппаратом были собраны данные, указывающие на наличие крупных запасов воды под поверхностью Марса. В некоторых местах доля водяного льда в общем составе породы достигала 70%.

Кроме того с помощью инструмента THEMIS была проведена съёмки поверхности Марса в видимой и инфракрасной части спектра, на основании которой была построена самая точная на сегодняшний момент карта поверхности планеты с разрешением 100 метров.

«Марс-экспресс» и «Бигль-2» рис.26 Орбитальный аппарат «Марс-экспресс» и посадочный модуль «Бигль-2». Credit: Illustration by Medialab, ESA 2001

Спустя 2 года после запуска «Марса Одиссей» с космодрома Байконур (Казахстан) Европейским космическим агентством был запущен аппарат «Марс-экспресс», несший на борту посадочный модуль «Бигль-2». Произошёл запуск 2 июня 2003 года.

«Марс-экспресс» был предназначен для фотографирования поверхности Марса с помощью камеры высокого разрешения HRSC, составления глобальной минералогической и геологической карт с помощью спектроскопа OMEGA, изучения состава и структуры марсианской атмосферы, взаимодействия атмосферы с поверхностными породами и межпланетной средой. Основными задачами посадочного модуля являлись: исследование геологических, климатических особенностей в месте посадки, поверхностных слоёв, а также поиск возможных следов жизни.

«Марс-экспресс» прибыл в декабре 2003 года. 19 декабря, за шесть дней до выхода на орбиту от основного аппарата отсоединился посадочный модуль «Бигль-2», который по истечении 6 дней (предназначались для поиска возможного места для посадки) должен был войти в марсианскую атмосферу и вскоре приземлиться на поверхность планеты. Однако, в назначенный срок, «Бигль-2» на связь не вышел. 6 февраля 2004 года «Бигль-2» был объявлен утерянным. Как полагают учёные, посадка модуля произошла в штатном режиме и он практически не пострадал, что было ясно видно на снимках сделанных с орбитального аппарата Mars Global Surveyor в 2005 году. Невыход на связь обусловлен выходом из строя оборудования связи.

Орбитальный модуль «Марс-экспресс» 25 декабря 2003 г. бал выведен на эллиптическую орбиту с параметрами: высота перицентра 250 км, высота апоцентра 150 тыс. км., угол наклона 25 градусов. В конце января следующего года аппарат был переведён на полярную орбиту, высота которой может меняться для поддержания стабильной работы солнечных батарей. Первоначальное время работы «Марса-экспресс» на орбите должно было составить 1 марсианский год, но впоследствии время работы было продлено в 3 раза и сегодня аппарат помимо выполнения своих основных задач используется в качестве передатчика информации с марсоходов Спирит и Оппортьюнити, а ранее и с посадочного модуля Феникс, на Землю.

К настоящему времени «Марс-экспресс» отправил на Землю огромный массив данных. В частности было установлено, что в отличии от северной полярной шапки в составе южной доля водяного льда ниже, но в тоже время общий объём воды, в полярных шапках Марса примерно равен. Водяной лёд залегает под слоем замёрзшей углекислоты толщиной несколько метров.

В атмосфере Марса было обнаружено небольшое содержание метана, содержание которого может указывать либо на продолжающуюся тектоническую активность на планете, либо, что более интересно, на жизнедеятельность микроорганизмов. Последнее предположение учёным кажется маловероятным.

С помощью датчиков нейтральных и заряженных частиц ASPERA в атмосфере обнаружилось присутствие монооксида азота и аэрозолей, присутствующих на высотах до 100 км.

Были также составлены: подробная схема строения марсианской атмосферы до высот 150 км, схема температурного профиля атмосферы до высот 50-55 км, карта распределения в атмосфере планеты водяного пара и озона. Полученные «Марс-экспрессом» снимки поверхности Марса были впоследствии обработаны и на их основе составлены трёхмерные модели ландшафта.

Марсоход проекта Mars Exploration Rover рис.27 Общий вид марсохода проекта Mars Exploration Rover. Credit: NSSDC

В том же году, что и «Марс-экспресс», к красной планете отправились два марсохода НАСА «Спирит» и «Оппортьюнити», запущенные в рамках проекта Mars Exploration Rover.

Оба марсохода были идентичны друг другу. Имели по 6 колёс, каждое из которых приводилось в движение отдельным двигателем. Два передних и два задних колеса марсохода служили для поворота аппарата и поэтому каждое имело собственный поворотный механизм на основе сервоприводов, которые не зависели от механизмов, обеспечивающих движение всего аппарата. Средняя пара колёс подобного механизма была лишена.

Максимальная расчётная скорость перемещения марсохода составляла 5 см/с, но на практике не превышала 1 сантиметра. Марсоход способен был преодолевать препятствия с углами наклона до 45°, на в тоже время запрограммирован, чтобы избегать превышение угла наклона более чем в 30°.

От перегрева марсоход защищали аэрогель, золотая фольга, термостаты и нагреватели. От низких температур — радиоизотопный (основный) и электрические (вспомогательные) нагреватели. Источником энергии служили солнечные батареи, мощностью до 140 Вт. Энергия хранится в 2-ух аккумуляторных батареях.

Связь с Землёй и космическими аппаратами поддерживалась с помощью 3-ух антенн. Для обработки информации служил бортовой компьютер, имеющий следующие характеристики: процессор частотой 20 МГц, оперативная память объёмом 128 МБ, флэш-память объёмом 256 МБ.

Изучение планеты велось с помощью панорамных камер, установленных на высоте 1,4 метра от основания колёс марсохода, рентгеновского спектроскопа APXS, мессбауэровского спектрометра, микроскопа и бура RAT. .

Основными целями программы Mars Exploration Rover являлось изучение геологических особенностей, истории формирования современного рельефа планеты, климата Марса и на основании всех этих данных поиск ответа на главный вопрос "была ли жизнь на Марсе.

Первым из двух марсоходов исследовать Марс отправился «Спирит» (дух в переводе с английского), запущенный с помощью ракеты-носителя «Дельта-2» 10 июня 2003 года со стартовой площадки на мысе Канаверал. Спустя 7 месяцев межпланетного перелёта — 4 января 2004 года «Спирит» совершил посадку на планете в кратере Гусева. А спустя 3 часа после посадки марсоход стал передавать на Землю первые снимки. Последний сеанс связи с аппаратом состоялся 22 марта 2010 года. Как полагают учёные неполадки со связью вызваны небольшим количеством вырабатываемой солнечными батареями электроэнергии необходимой для связи с Землёй. На данный момент неполадки не устранены и марсоход, из-за низкой температуры внутри корпуса, возможно сильно повреждён.

Камень Адирондак рис.28 Камень Адирондак. Credit: Mars Exploration Rover Mission, JPL, NASA

За время работы на поверхности планеты марсоход собрал данные о химическом составе и структуре шести камней: Адирондака, Мими, Mazatzal-а, Pot of Gold-а, камня с высоким содержанием сульфата магния и Гун-гуна. Проведено исследование кратеров Гусева и Бонневиля, Колумбийских холмов и холма Хазбанда. Было подтверждено существование на Марсе в прошлом значительных запасов жидкой воды, на основании обнаружения таких химических элементов как, сера и магний, а также специфического для для влажного климата гематита. Получено большое количество качественных снимков, на которых можно увидеть пустынные марсианские ландшафты, облака в атмосфере планеты и пыльные вихри, называемые пылевыми дьяволами. Общая длина расстояния пройденного по поверхности Марса «Спиритом» составила 7730,50 метров.

Через месяц после «Спирита» — 7 июля 2003 г, с мыса Канаверал отправился к Марсу второй марсоход программы — «Оппортьюнити» (возможность). На поверхность планеты марсоход приземлился 25 января следующего года. В настоящее время «Оппортьюнити» находится в полностью рабочем состоянии и прошёл путь в 26658,64 метра (по данным на 11 января 2011 года).

Как и марсоход «Спирит» «Оппортьюнити» занимался исследованием камней (в основном космического происхождения, т.е. метеоритов) в районе плато Меридиана. За время работы марсоход нашёл 6 метеоритов (последний в сентябре прошлого года). кроме поиска и изучения камней марсоходом были проведены обширные исследования марсианских поверхностных пород, особенностей поверхности планеты и фотографирование пейзажей. На основании собранных данных «Оппортьюнити» как и «Спириту» удалось собрать достаточно данных о существовании некогда на Марсе обширных водоёмов.

Станция НАСА «Марсианский разведывательный спутник» рис.29 MRO. Credit: NSSDC

В 2005 году к Марсу отправилась АМС НАСА «Марсианский разведывательный спутник» или «MRO». Старт ракеты-носителя «Атлас V», отправившей в космос «MRO», произошел 12 августа 2005 года с космодрома на мысе Канаверал.

Миссия «Марсианского разведывательного спутника» была рассчитана на срок в один марсианский год и предназначалась для: изучения современного климата Марса, его сезонных и годовых изменений, поиска оставленных водой следов и самой воды, поиска местностей, представляющих интерес для будущих наземных миссий. С помощью камеры высокого разрешения HiRISE планировалось делать снимки поверхности с невиданным до этого разрешением. С помощью панхроматической контекстной камеры CTX планировалось обследовать поверхность планеты. С помощью камеры MARCI планировалось вести мониторинг за облаками и пыльными бурями.

Athabasca Valles рис.30 Канал Athabasca Valles. Credit: NASA/JPL/University of Arizona

10 марта 2006 года «MRO» приблизился к красной планете и начал серию аэродинамических манёвров для выхода на проектную орбиту. Манёвры на орбите длились до ноября, после чего аппарат был выведен на близкую к круговой орбиту, с перицентром на Южным и апоцентром над Северным полюсом, на которой остаётся до настоящего времени. С ноября 2008 года аппарат используется в качестве качестве передатчика информации для марсоходов, работающих на поверхности красной планеты.

За время работы на орбите «MRO» собрал данные о распространении и объёме водяного льда на поверхности Марса. Выяснилось, что общий объём водяного льда, заключенного в северной полярной шапке планеты составляет 821 тыс. км3. Спектрометром CRISM водяной лёд был также обнаружен в выбросах породы, окружающей молодые кратеры. Спустя какое-то время лёд из выбросов испаряется, минуя при этом жидкое состояние (в результате низкого давления марсианской атмосферы). При изучении равнины Эллады были найдены характерные для деятельности ледников следы, что может указывать на более широкое распространение подземного льда чем считалось ранее.

С помощью камеры HiRISE были обнаружены многочисленные следы деятельности текущей воду: речные долины (в районе кратера Антониади), речные наносы, похожие на озёра формы рельефа. На наличие в прошлом обширных покрытых водой участков указывает и широкое распространение на Марсе хлоридов, а также других минералов, для образования которых требуется жидкая вода.

На многочисленных снимках аппарата можно увидеть также оползни на склонах, дюны на поверхности Марса и их перемещение, космические аппараты, работающие на планете: «Phoenix» и «Opportunity».

Посадочный модуль «Феникс» рис.31 Посадочный модуль «Феникс». Credit: NASA/JPL

Последним из аппаратов, который на сегодняшний день посетил красную планету, является посадочный модуль «Феникс», запущенный 4 августа 2007 года в рамках программы НАСА «Mars Scout», в которую входит также орбитальный модуль «MAVEN», запуск которого назначен на конец 2013 года.

К Марсу «Феникс» прибыл 25 мая 2008 года, спустя 10 месяцев после старта. Посадка модуля была осуществлена в точке со следующими координатами: 68° северной широты и 125° восточной долготы, в районе богатом подземными запасами водяного льда. Место посадки было выбрано специально, в соответствии с миссиями аппарата: изучение климата и погоды полярных регионов Марса, определение состава нижних слоёв атмосферы, описание геоморфологических особенностей и истории формирования северных равнин планеты, сбор сведений о физических свойствах приповерхностных слоёв породы и поиск воды, водяного льда, а также описание водной геологической истории. С помощью всех собранных по ходу миссии данных планировалось выявить условия, благоприятные для жизнедеятельности микроорганизмов.

Миссия посадочного модуля «Феникс» была рассчитана на небольшой срок: всего 5 месяцев, в связи с малой вероятностью нормального функционирования аппарата по окончании марсианской зимы. И как впоследствии оказалось расчёты были верны. Последний сеанс с посадочным модулем состоялся 2 ноября 2008 г., а 10 ноября было объявлено об успешном завершении миссии, итогами которой стали: обнаружение водяного льда под тонким слоем марсианской породы, получение химического анализа грунта, который выявил следы солей хлорной кислоты, магния, натрия, калия и хлора, определение водородного показателя (pH) грунта, значения которого показали схожесть марсианских поверхностных пород с земными слабощелочными почвами.

25 ноября 2011 года НАСА был осущестлён запуск к Марсу марсохода нового поколения «Curiousity» (Mars Science Laboratory), который будет больше и дороже своих предшественников. Марсоход успешно сел на поверхность планеты в районе кратера и уже даже успел передать несколько чёрно-белых снимков Марса. Основной же его целью явялется поиск воды и следов деятельности бактерий.

В 2011 году миссию по совместному изучению Марса и его спутника Фобос совместно осуществили Россия и Китай, запустив в ноябре с космодрома Байконур аппараты «Фобос-грунт» и «Инхо-1». К сожалению в результате аварии ракеты-носителя аппарат «Фобос-грунт» упал в Тихий океан.

На 2013 год намечен старт второго аппарата космической программы НАСА «Mars Scout» — «MAVEN».

На 2016 год намечено сразу несколько стартов космических программ: совместной российско-финской программы «MetNet», которая предполагает доставку на красную планету с помощью космического аппарата «Марс-Нэт» восьми станций, которые в течении одного марсианского года смогут собирать данные о сезонных изменениях климата; совместной программы НАСА и ЕКА «ЭкзоМарс» в рамках которой планируется отправить на Марс несколько орбитальных и посадочных модулей; программы НАСА «Марсианская астробиологическая полевая лаборатория», с помощью которой планируется найти следы жизни.

В 2018 году на Марс отправятся марсоходы программы «ЭкзоМарс».

После 2020 года НАСА и ЕКА планируется развернуть на поверхности красной планеты целую группировку посадочных аппаратов. Одной из главных целью программы «Mars Sample Return Mission» является сбор и последующая доставка на Землю образцов марсианского грунта.

И конечно же сразу несколько стран сегодня ведут подготовку к пилотируемому полёту на планету Марс.

Орбитальное движение и вращение планеты Марс

Расстояние от планет до Солнца рис.32 Расстояние от планет земной группы до Солнца. Credit: Lunar and Planetary Institute

Вокруг Солнца планета Марс движется по эллиптической орбите с эксцентриситетом 0,0934. Плоскость орбиты наклонена к плоскости эклиптики под небольшим углом (1°51').

Среднее расстояние от Солнца равно 227,99 млн.км. (1,524 а.е.). В точке перигелия расстояние минимально — 207 млн. км, в точке афелия максимально — 249 млн. км. Из-за этого различия количество поступающей от Солнца энергии варьируется на 20-30%, оказывая огромное влияние на климат планеты. Так разница между средними температурами на планете в момент прохождения точек афелия и перигелия составляет 30°C.

Расстояние между Марсом и Землёй меняется в более широких пределах: от 56 до 400 млн.км. Наименьшее расстояние наблюдается в периоды противостояний, при этом все противостояния, когда расстояние между двумя планетами меньше 60 млн. км, называются великими противостояниями. Случаются последние раз в 15-17 лет.

Средняя скорость орбитального движения составляет 24,13 км/сек. Таким образом марсианский год длится 687 земных суток.

Ось вращения Марса наклонена к плоскости эклиптики под углом в 24,5%. Данное обстоятельство приводит к смене времён года на Марсе, как на Земле.

Различие наблюдается лишь в продолжительности этих сезонов на разных планетах и различных марсианских полушариях. Например, лето в северном полушарии Марса длится 178 суток (марсианских), зима — 155, весна — 193 и осень — 143. Соответственно, в южном полушарии зима более долгая — 178 суток, а лето короткое — 155 суток. С чем это связано? А связано это с большим эксцентриситетом марсианской орбиты (0,09), которая представляет собой эллипс, в отличии от орбиты Земли — почти круга...

Период вращения вокруг оси у Марса составляет 24 ч 37 мин 22,58 сек, т.е. немногим более чем период вращения Земли.

Внутреннее строение планеты Марс

Химический состав Марса типичен для планет земной группы, хотя, конечно, существуют и специфические отличия. Здесь также происходило раннее перераспределение вещества под воздействием гравитации, на что указывают сохранившиеся следы первичной магматической деятельности.

Внутреннее строение Марса рис.33 Внутреннее строение Марса. Credit: NASA

По-видимому, имеющее относительно низкую температуру (около 1300К) и низкую плотность, металлическое ядро Марса богато железом и серой и велико по размерам. Его радиус порядка 1500 км, а масса — около одной десятой всей массы планеты. Находится ядро в расплавленном состоянии. На это указывает слабое магнитное поле вокруг планеты, в 800 раз уступающее по напряжённости земному.

Формирование ядра, согласно современным теоретическим оценкам, продолжалось около миллиарда лет и совпало с периодом раннего вулканизма. Ещё такой же по длительности период заняло частичное плавление мантийных силикатов, сопровождавшееся интенсивными вулканическими и тектоническими явлениями.

Около 3 млрд. лет назад завершился и этот период, и хотя еще по крайней мере в течение миллиарда лет продолжались глобальные тектонические процессы (в частности, возникали огромные вулканы), уже началось постепенное охлаждение планеты, продолжающееся и поныне. В настоящее время Марс, также как Меркурий, является геологически спокойной планетой. Здесь отсутствуют действующие вулканы и нет марсотрясений.

Мантия Марса обогащена сернистым железом, заметные количества которого обнаружены и в исследованных поверхностных породах, тогда как содержание металлического железа заметно меньше, чем на других планетах Земной группы. Содержание железа в марсианской мантии в 2 раза превышает содержание железа в мантии Земли. Прослеживается также значительное содержание таких элементов как калий и фосфор.

Толщина литосферы Марса — несколько сотен км., из которых только 25-70 км приходится на марсианскую кору, в которой велико содержание серы и хлора. Кроме этих элементов в коре Марса присутствуют: кремний, кислород, железо, магний, алюминий, кальций и калий, входящие в состав изверженных пород, покрывающих огромные площади поверхности планеты.

Поверхность планеты Марс имеет красноватый цвет из-за присутствия окислов железа и напоминает лунную, но лишь на первый взгляд. На самом деле марсианский рельеф очень разнообразен: обширные равнины и горные хребты, огромные вулканы и бездонные каньоны, протянувшиеся на тысячи километров. Многие формы рельефа планеты очень древние и сформировались ещё на самых ранних стадиях эволюции Марса, во времена активного вулканизма и частых марсотрясений. В настоящее время действующих вулканов на красной планете нет, зато известны 2 обширных древних вулканических района: Элизиум и Фарсида. Образование этих вулканических районов произошло не менее миллиарда лет назад, в эпоху когда закончилось формирование внутренних марсианских слоёв: ядра, мантии и коры.

Поверхность планеты Марс

Основные параметры твёрдого тела Марса были установлены на основании наблюдений с Земли и позже скорректированы по данным космических аппаратов. Оказалось, что радиус Марса в плоскости экватора составляет 3396 км и почти на 20 км превышает полярный радиус планеты (3376,4 км). Таким образом средний радиус Марса равен 3386 км, вдвое уступая среднему земному. Площадь поверхности Марса на основании вычислений оказалась равна 145 млн. км2.

Сравнение планет Солнечной системы рис.34 Сравнение планет Солнечной системы. Credit: gect.ru

Зная радиус Марса, площадь его поверхности и внутренний состав были вычислены масса планеты — 6,42•1023 кг (т.е. 0,108 массы Земли) и её средняя плотность — 3,93 г/см3. Средняя плотность планеты Марс свидетельствует о широком распространении силикатов имеющих плотности от 2700 до 4500 кг на кубический метр.

Поверхность Марса очень неоднородна: здесь есть горы и равнины, вулканические и метеоритные кратеры, древние речные долины и обширные котловины, когда-то в прошлом занятые морями. Много на планете следов бурной тектонической деятельности: размолов, каньонов, хребтов.

Горы на Марсе сосредоточены в пределах нескольких районов, крупнейшим из которых является вулканическое нагорье Тарсис (Фарсида), лежащий вблизи экватора. Его площадь около 30 млн. км2 (занимает до 20% от площади всей планеты), наибольший поперечник равен 4000 км. Средние высоты в пределах нагорья составляют 7-10 км, но отдельные вулканические конусы вздымаются на гораздо большую высоту. Это гора Арсия, гора Павлина и гора Аскрийская.

Первая из них — это огромный вулкан с диаметром основания 435 км и высотой 19 км. У вулкана Арсия самая большая кальдера среди всех вулканов Солнечной системы, протяжённость в 110 км. Гора Павлина лежит к северу от Арсии. Высота её 14 км над средним уровнем марсианской поверхности. Самой северной из 3-х вершин является гора Аскрийская, являющаяся третьим по высоте вулканом и горой Марса: 18 км над поверхностью планеты. Диаметр основания вулкана — 460 км. Кальдера вулкана образовалась в результате нескольких сильных вулканических взрывов и довольно глубока.

Все 3 вулкана нагорья Тарсис известны также как горы Фарсида, протянувшиеся с северо-востока на юго-запад.

Гора Олимп рис.35 Гора Олимп снятая станцией «Викинг-1». Credit: NASA

К северо-западу от нагорья во впадине Фарсида находится четвёртый из величайших марсианских вулканов — гора Олимп. Олимп не зря получил имя в честь одноимённой горы в Греции, на которой согласно мифам жили боги во главе с Зевсом, ведь является самой высокой горой в Солнечной системе, высшая точка которой лежит на высоте в 27 км по отношению к основанию и 25 км по отношению к среднему уровню марсианской поверхности. Диаметр основания вулкана равен 540 км, средний уклон склонов от 2° до 5°. Из-за гигантских размеров и небольшой крутизны склонов вулкан невозможно полностью увидеть с поверхности Марса. Вершину вулкана венчает огромная кальдера размерами 85 на 60 км и глубиной, благодаря наличию целых шести перекрывающихся кратеров, в 3 км. По краям вулкана обнаружены гигантские обрывы высотой до 7 км, которые как бы ограничивают его от окружающей местности, покрытой сетью небольших горных хребтов — Ореола Олимпа.

Ещё одним вулканом провинции Фарсида (включает одноимённые нагорье и впадину) является уникальный щитовой вулкан Альба, лежащий к северу от гор Фарсида. Вулкан Альба значительно уступает горе Олимпу по высоте — всего 6,8 км над поверхностью, но зато диаметр его основания в 2000 км более чем в 3 раза превосходит диаметр основания самого высокого вулкана Солнечной системы. Склоны вулкана содержат сотни тонких протоков, протяжённостью свыше сотни километров и шириной до 300 метров, сформированных очень жидкой лавой. Рядом с вершиной вулкана расположена двойная кальдера со следами как минимум 5 извержений.

Вторым вулканическим регионом планеты Марс является нагорье Элизиум, лежащее в нескольких тысячах километрах от провинции Фарсида. Нагорье имеет размеры 2400 на 1700 км и среднюю высоту над поверхностью в 5 км. В пределах Элизиума известны 3 крупных вулкана: патера Альбор, купол Гекаты и гора Элизиум. Первый из них — Альбор, представляет собой невысокий вулканический купол с поперечником основания около 155 км, увенчанный кальдерой размерами 35 на 30 км. В 850 км к северу от Альбора расположен вулканический конус Гекаты. Размеры конуса: диаметр основания в среднем 170 км, высота 6 км над марсианской поверхностью. Кальдера на вершине имеет размеры 11,3 на 9,1 км. Примерно посередине между Альбором и Гекатами расположен самый крупный вулкан Элизиума — гора Элизиум. Диаметр основания этого вулкана превышает полтысячи километров, высота над окружающей местностью — 9 км, над средним уровнем марсианской поверхности — 14 км. Вулкан увенчан кальдерой диаметром 14,1 км.

Большинство вулканов на Марсе, особенно самые крупные, напоминают щитовые вулканы Гавайских островов на Земле. У обоих групп вулканов характер извержений — эффузивный, отличающийся спокойным, длительным излиянием жидких базальтовых лав из кальдеры. Правда, размеры марсианских вулканов в десятки раз превосходят размеры самых крупных гавайских. Связано данное обстоятельство по-видимому с тем, что очаги магмы, питающие марсианские вулканы, сотни миллионов лет остаются неподвижными относительно поверхности, ведь на Марсе в отличии от Земли не обнаружено литосферных плит, движение которых в районах современного земного вулканизма приводит к постепенному ослаблению и затем и вовсе прекращению вулканической деятельности старых вулканических конусов и формированию новых. В результате разгоряченные глубинные породы, плотность которых с ростом температур понижается, поднимаются вверх, как бы приподнимая поверхность планеты. Поверхностные же породы с более низкой температурой опускаются вниз, образуя протяжённые разломы. Кроме того не исключено, что излияние лав на Марсе происходило гораздо более длительное время и было очень интенсивным. Формирование вулканов завершилось несколько сотен миллионов лет назад.

Патера Аполлинарис рис.36 Патера Аполлинарис. Credit: Malin Space Science Systems, MGS, JPL, NASA

Наравне с эффузивным характером вулканических извержений на Марсе на планете есть вулканы и другого типа — взрывного. Подобный характер извержения наблюдается у древнейших сохранившихся на красной планете вулканов — патеры Тиррения и патеры Хадриака, лежащих на северо-восточном краю обширного бассейна Хеллас в южном полушарии планеты. Высота вулканов над уровнем поверхности невелика (около 2 км), склоны сильно эродированы и испещрены многочисленными широкими каналами, а также кратерами. Данная особенность говорит во-первых — о древности вулканических конусов (полагают, что им не менее 3,5 млрд. лет), во-вторых — о сложении вулканов пирокластическими слоями пепла. На юго-восточной окраине вулкана Хадриака имеется крупный канал, по которому во время извержений извергались основные массы лавы.

Взрывные извержения были характерны и для другого марсианского вулкана — Аполлинариса, лежащего к юго-востоку от нагорья Элизиум. Диаметр основания вулкана 296 км, а наибольшая высота над поверхностью всего 5 км. Вершина вулкана увенчана плоской кальдерой — патерой Аполлинарис. На взрывные извержения указывают врезанные долины и оползни на склонах вулкана, имеющие взрывное происхождение и высокое содержание вулканического пепла. На более поздних этапах развития Аполлинариса извержения стали носить эффузивный характер.

Надо сказать, что словом "патера" на Марсе обозначаются все невысокие сильно разрушенные горные купола вершины которых венчают неправильные вулканические кальдеры, имеющие рваные неровные края. В частности самый большой по занимаемой площади марсианский вулкан — Альба до 2007 года носил официальное название патера Альба. Сегодня же данное название применяется только для его центральной депрессии.

Патеры расположены во многих местах планеты, но особенно много их в пределах вулканических нагорий. В частности в пределах нагорья Фарсида расположены сразу 6 патер: на северо-востоке это вулканические купола Керавнский и Урана, а также патера Урана; в западной его части — патеры Библиды и Улисса; и купол Фарсиды на востоке. На нагорье Элизиум и в его окрестностях патер меньше: Аполлинарис, Альбор и Оркус. Последняя представляет собой обширную, вытянутую в направлении северо-северо-восток — юго-юго-запад равнину. Дно патеры, расположено на полкилометра ниже уровня окружающей её местности и ограничено внешним ободом высотой до 1800 метров. Обод пересечён многочисленными грабенами и разломами, имеющими направление запад-восток и являющимися доказательством активных тектонических движений. В настоящее время Оркус считается древним ударным кратером, возникшим при столкновении с планетой под очень малым углом метеорита, значительная часть которого заполнена вулканическими отложениями.

С тектонической деятельностью на Марсе также связывают образование многочисленных разломов, каньонов и грабенов на поверхности планеты.

Лабиринт Ночи на Марсе рис.37 Лабиринт Ночи. Снимок Mars Reconnaissance Orbiter. Credit: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

В частности к юго-востоку от горы Павлина лежит целый лабиринт из пересечённых в разных направлениях каньонов, известных под общим названием Лабиринт Ночи. Каньоны проходят между многочисленными блоками, состоящими из однородного древнего материала. В верхней части блоки сильно разрушены и покрыты многочисленными трещинами. Порода, слагающая верхнюю часть блоков имеет явное вулканическое происхождение и формировалась в течении 2 периодов времени: более старшие вершины отличаются сильно кратеризованной поверхностью и более прочным слагаемым материалом, в то время как более молодые имеют более гладкую поверхность со значительно меньшим количеством метеоритных кратеров и сложены вулканическим материалом, связанным с извержениями вулканов нагорья Фарсида. Поверхность между блоков также разнородная: местами гладкая, а местами неровная и грубая. Полагают, что гладкая поверхность сформирована подобно земным речным наносам, т.е. текущей водой, либо же жидкой двуокисью углерода. Возможно гладкие участки поверхности образуются в результате ветряных наносов. Грубая поверхность образовалась в результате разрушения стен каньонов под действием ветра.

На востоке Лабиринт Ночи сливается с каньонами Ио и Титона, расположенными параллельно друг другу. Каньон Титона лежит севернее, Ио — южнее. У южной стены Ио тянутся горы Герьон, а от самой стены на юг тянутся узкие короткие долины (подобные долины, тянущиеся на север найдены и от северной стены). Дно каньона Ио заполнено обломочным материалом его стенок, не содержит кратеров и каких-либо следов эрозии. Дно каньона Титона гладкое и вероятно сформировано деятельностью ветра. Пространство между каньонами состоит из молодого, сложенного вулканическим материалом плато.

Восточнее лежит группа из 3 каньонов: Меласа, являющегося продолжением Ио, Кандора — продолжения Титона и Офира — овала внутри каньона Кандор. Все 3 каньона соединяются между собой. Дно каньона Мелас покрыто вулканическим материалом и продуктами разрушения боковых стен, обработанных ветром. В месте соединения Меласа и лежащего севернее Кандора поверхность покрыта многочисленными бороздами, оставленными при движении жидкости или льда. Встречаются также следы ветровой эрозии. Необходимо отметить, что в центральной части Меласа находится самая глубокая точка на Марсе, лежащая на 11 км ниже поверхности окружающих каньон вулканических плато.

Следующим большим каньоном Марса является Копрат — продолжение каньона Мелас. На склонах каньона обнаружены отчётливые слоистые отложения, имеющие либо осадочное, либо вулканическое происхождение. По мнению некоторых учёных каньон является одним из наиболее подходящих мест на Марсе для поиска следов жизнедеятельности организмов. В восточной части дно каньона имеет следы ветрового воздействия.

На востоке каньон Копрат переходит в каньон Эос, от которого отходят 2 ответвления: каньон Капри на юге и каньон Ганг на севере. В западной части каньон Эос состоит из разрушенного материала, имеющего вулканическое происхождение, позже подвергнутого ветровому воздействию. В восточной части на дне каньона прослеживаются многочисленные полосы и бороздки, образованные по-видимому текущей жидкостью. Дно каньона Капри, вытянутого с юго-запада на северо-восток, сложено аллювиальными отложениями, образованными в результате разрушения стен каньона. Точно такое же дно и у каньона Ганга.

Простираясь сначала на восток, а затем поворачивая на северо-восток каньон Эос переходит в равнину Хриса, по пути минуя т.н. хаосы — области с хаотическим рельефом: сначала хаос Эос, расположенный в южной части одноименного каньона, затем хаос Сияний и хаос Гиодраот.

Все каньоны, рассмотренные выше являются частью огромной системы — долины Маринер. Протяжённость долины свыше 4500 км, ширина в центральной части — несколько сотен километров. Долина Маринера является самым большим каньонов в пределах Солнечной системы.

Долина Маринер рис.38 Долина Маринер. Снимок орбитального аппарата «Марс Одиссей». Credit: NASA/JPL-Caltech

Формирование долины Маринера вызвано тектоническими движениями, связанными вероятно с формированием нагорья Тарсис. Во многих местах каньона (особенно в восточной его половине) также найдены многочисленные бороздки, округлые холмы, сформированные из раздробленных горных пород.

Марсианские каналы рис.39 Марсианские каналы Тиу (слева) и Арес (справа). Credit: NASA/JPL-Caltech/ASU

А в месте слияния каньона с равниной Хриса и на самой равнине обнаружены целые каналы, сформированные вероятнее всего бурными водными потоками. Некоторые из каналов, например, Арес, настолько огромны, что для того чтобы их сформировать потребовались бы миллионы кубометров воды. Полагают, что формирование каналов происходило в геологически короткие промежутки времени в результате наводнений, когда огромные массы воды прорывались через ледниковые плотины. Подобным образом формировалась местность в восточной части штата Вашингтон, где при прорыве ледниковой дамбы талыми водами озера Миссула неоднократно происходили катастрофические наводнения.

Каналы являются специфической чертой марсианской поверхности, на других планетах Солнечной системы их нет. Сформированы каналы текущей водой и напоминают речные долины с характерными отложениями и структурой. Возраст каналов оценивается в 4 млрд. лет, но некоторые из каналов, например, уже упомянутый Арес, сформировались гораздо позже. Возраст каналов можно определить по их внешнему виду: древние каналы выглядят тонкими вьющимися протоками с многочисленными притоками (наглядный пример — канал Ниргал), молодые — крупные, широкие с редкими притоками (примером является канал Тиу). Т.е. древние каналы формировались во времена, когда климат на Марсе был более тёплым и влажным, а по поверхности планеты текли многочисленные реки, следы которых мы сейчас и наблюдаем. Молодые же каналы сформировались в результате коротких наводнений в результате излияний подземных вод, когда Марс уже представлял из себя холодную безводную пустыню...

Если рассматривать карту Марса можно заметить, что уровень поверхности в северном полушарии планеты на 3-4 км ниже чем южном, что сказывается на характере местности разных полушарий: в северном прослеживаются обширные сравнительно молодые вулканические равнины, в то время как в южном значительные площади занимают древние плоскогорья покрытые значительным количеством метеоритных кратеров. Разную мощность имеет и марсианская кора: от 32 до 58 км. Данная аномалия известна как большая дихотомия коры. С чем связана подобная аномалия в распределении вещества на поверхности Марса до конца не известно, но уже выдвинуто 2 теории: экзогенная и эндогенная. Первая из них рассматривает в качестве причины аномалии падение на поверхность Марса крупного астероида. Вторая связывает неравномерное распределение вещества с мантийными процессами, в результате которых древние тектонические плиты двигались в направлении с севера на юг. Но в любом случае возраст марсианской коры в обоих полушариях одинаковый и равняется миллиардам лет, что затрудняет окончательное заключение о причинах аномалии.

Значительную часть северного полушария занимает Великая Северная равнина, на юге переходящая в менее крупные и более возвышенные (в направлении с запада на восток, начиная от нулевого меридиана): равнину Утопия — погребённый под толщами пород метеоритный кратер, на юге граничащий с древним ударным кратером — равниной Исиды и равниной Элизиум, равнины Аркадия и Амазония (с севера на юг), Ацидалийскую равнину, на юге переходящую в равнину Хриса. Во многих местах равнины пересечены горами, представляющими собой сравнительно невысокие протяжённые горные кряжи.

Равнины покрытыми древними изверженными породами, в некоторых местах видны даже целые окаменевшие реки. Ряд учёных полагает, что вулканическая деятельность и связанный с ними парниковый эффект, могли приводить к кратковременному появлению жидкой воды в результате растапливания подземных водных льдов, и как следствие развитию жизни. Следы речных наносов широко распространены на северных равнинах, наравне со следами ветровой эрозии: многочисленными песчаными дюнами, грядами и бороздами.

Граница между северным равнинным и южным гористым полушариями резко очерчена столовыми горами высотой до 2-3 км. Проходит граница по большому кругу, наклонённому на 30° к экватору и образует склон в направлении на север.

В южном полушарии равнин всего две: Эллада и Аргир, которые имеют метеоритное происхождение.

Первая из них представляет собой обширный, диаметром 1800 км бассейн, сформированный в результате падения на планету огромного метеорита. Окружён бассейн широким, сильно разрушенным кольцом из горных массивов, вызванных подъёмом блоков марсианской коры. В пределах равнины Эллады расположена самая низкая по отношению к среднему уровню поверхности точка Марса, лежащая на 8 км ниже среднего уровня.

Равнина Аргир заметно меньше Эллады — 800 км в диаметре и окружена широким поясом гор. Горы Харит в южной части равнины часто называют ледяными, в связи с отложениями на их склонах зимой сухого льда. В некоторых местах гор видны следы движения долинных ледников и существования ледниковых щитов.

Марсианские кратеры рис.40 Группа кратеров на северо-западе земли Аравия. Credit: NASA/JPL/Malin Space Science Systems

В основном же в южном полушарии Марса преобладают обширные вулканические плато, с неровной, усеянной метеоритными кратерами поверхностью, что говорит о её древности и неизменности в течении сотен миллионов лет. Метеоритные кратеры усеивающие южные плато менее глубокие и более сглаженные чем кратеры на поверхности Луны, но зато более глубокие чем на кратеры на Венере. Также на Марсе намного меньше кратеров небольшого размера на Марсе относительно мало, что связано с сильной ветровой и водной эрозией, происходившей на планете в прошлом.

Марсианские кратеры весьма разнообразны: это большие кратеры с плоским дном и центральным пиком (или пиками), чашеобразные кратеры с валом и возвышенные кратеры, не подвергнутые ветровой эрозии. Последние 2 типа уникальны и более нигде в Солнечной системе не встречаются.

Плотность метеоритных кратеров на поверхности Марса сильно различается в разных областях, на основании чего учёные сделали вывод, что наиболее кратеризованные участки являются более старыми, менее кратеризованные более молодыми и, на основании имеющихся данных о степени кратерообразования, разделили геологическую историю планеты на отдельные периоды (эры). Самая древняя эра — Нойская, названная по имени горной области в южном полушарии к востоку от впадины Аргир. Возраст участков поверхности, относимых к этой эре от 4.6 до 3.8 миллиардов лет. Участки густо покрыты кратерами разных размеров, слабо подвергнутых эрозии. Следующая эра — Гесперийская, названная по имени одноименного плато, лежащего к северо-востоку от равнины Эллады. Участки поверхности, относимые к этой эре, характеризуются меньшим количеством метеоритных кратеров, большая часть которых покрыта изверженными породами, в связи с продолжающимся интенсивным вулканизмом. Последней геологической эрой является Амазонская, названная по имени равнины в северном полушарии. Метеоритных кратеров на поверхностях этого периода гораздо меньше, но вулканическая активность продолжалась. С деятельностью последней связывают образование обширных гладких вулканических равнин. Амазонская эра началась 3.55 миллиарда лет назад и продолжается до сих пор.

В заключении повествования о поверхности Марса дадим краткую картографическую информацию, о том как проводились координаты на карте Марса и по какому принципу даются географические названия деталям рельефа на ней.

Карта Марса рис.41 Карта Марса. Составлено по снимкам станции Mars Global Surveyor. Credit: MGS MOC, NASA/JPL/MSSS

В настоящий момент наиболее подробная карта Марса составлена по результатам измерений станции Mars Global Surveyor. В качестве точки отчёта долгот на Марсе принят небольшой кратер Airy-0, лежащий на земле Аравия северного полушария. Данный кратер для определения периода вращения планеты вокруг своей оси использовали в 1830-32 годах немецкие астрономы В.Бир и Д.Мадлер. Позднее итальянский астроном Дж.В.Скиапарелли, этим же кратером обозначил начало отчёта при составлении карты планеты. Своё название кратер получил при фотографировании марсианской поверхности аппаратом «Маринер-9». Объекты на карте обозначены по следующему принципу:

Крупным марсианским кратерам даются имя учёных, внесших заметный вклад в изучение Марса: кратеры Галилей, Гершель и Гюйгенс. Более мелким кратерам даются названия населённых пунктов на Земле: кратеры Байконур, Вустер и Канск. Кратеры с размерами более 50 км называются бассейны.

Крупным долинам присвоены названия планеты Марс на разных языках: Храт (на армянском языке) и Маадим (на иврите). Исключением является лишь крупнейшая на планете система каньонов — долина Маринер.

Долины, меньшие по протяжённости называются именами земных рек: Атабаска, Висла.

Крупным деталям рельефа часто присваиваются названия разных стран или мест на Земле. Например, провинция Фарсида названа по обозначению Ирана на старинных картах, впадина Эллада — по названию Греции в старину, Ацидалийское море — по аналогии с Ацидалийским источником, где Афродита купалась вместе с грациями

Сильно кратерированные участки поверхности получили название земель: Земля Прометея, Земля Ноя и другие.

Многие названия на современной карте были предложены ещё Дж.В.Скиапарелли.

Атмосфера планеты Марс

Над холодной пустыней — марсианской поверхностью обнаружена разряженная атмосфера, состоящая, в основном, из углекислого газа (около 95%) и малых добавок азота (около 3%), аргона (примерно 1,5%) и кислорода (0,15%). Концентрация водяного пара невелика, и она существенно меняется в зависимости от сезона. Кроме Н2О в атмосфере Марса обнаружены и некоторые другие малые составляющие — СО (~0,01%), следы озона О3 и метана.

Среднее давление марсианской атмосфере невелико и составляет 6-7 мбар, что в 160 раз меньше среднего давления земной атмосферы на уровне моря. В зависимости от высоты над средним уровнем марсианской поверхности давление меняется в значительных пределах: от 9-12 мбар в гигантской впадине Эллада до 0,1 мбар на вершине горы Олимп. Меняется давление атмосферы и в зависимости от сезонов года, достигая своего минимума зимой, когда часть углекислоты замерзает, превращаясь в сухой лёд, составляющий значительную часть состава полярных шапок планеты. Летом лёд тает и значительное количество углекислого газа снова поступает в атмосферу, тем самым повышая её среднее давление, иногда на 25%.

Атмосфера Марса, несмотря на её незначительную мощность и невысокое давление, позволяет развиваться парниковому эффекту, облакам и поддерживать сильные ветры. Правда, парниковый эффект вносит чересчур скромную роль в рост температуры приземного воздуха, поднимая её всего на 5°K.

рис.42 Облака над поверхностью Марса. По снимкам модуля «Феникс». Credit: NASA/JPL-Caltech/University Arizona/Texas A&M University

Облака на Марсе состоят из ледяных кристаллов и формируются на высотах менее 20 км над поверхностью. В полярных регионах Марса облака часто состоят из сухого льда, в экваториальных, возможно, из водяных капель. Осадки из облаков выпадают исключительно в виде снега.

Значительные скопления облаков наблюдаются вблизи крупных положительных форм рельефа, например, вулканов, что связано с подъёмом по склонам тёплой воздушной массы и её дальнейшим охлаждением. Обширные облачные системы (т.н. полярная мгла) постоянно присутствуют и вокруг полярных шапок планеты. В этих же районах были обнаружены очень похожие на земные циклонические образования — огромные вихри с поперечником от 200 до 500 км. Время их жизни не более недели. Формируются циклоны на планете Марс в тёплое время года на границах летнего положения полярного фронта.

Положение облаков непостоянно. Они переносятся ветром, днём поднимаются высоко над поверхностью и теряют значительную часть своей водной составляющей, ночью же опускаются и превращаются в нечто напоминающее густой туман.

На высотах 110-130 км над поверхностью планеты существует слой заряженных частиц — марсианская ионосфера. Состоит слой из свободных электронов, образующихся под воздействием частиц солнечного ветра на молекулы разряженного атмосферного газа. Плотность электронов в пределах ионосферы неоднородна: обнаружены регионы с высокой плотностью, совпадающие с наиболее намагниченными участками и регионы с плотностью невысокой, над остальными территориями.

Атмосфера Марса вторичная, связана с вулканическими извержениями и похожа на атмосферу древней Земли. В противном случае марсианская атмосфера по своему составу была бы похожа на атмосферы планет-гигантов: Юпитера и Сатурна, в составе которых преобладают лёгкие газы водород и гелий.

Несколько миллионов лет назад ось вращения Марса была наклонена к плоскости эклиптики под большим углом чем сегодня, что приводило к значительным температурным различиям между сезонами. Наблюдался интенсивный круговорот воды, а толщина атмосферы более чем в 3 раза превышала её сегодняшний уровень. На поверхности текли реки, а в углублениях образовывались озёра. Имеются свидетельства существования в северном полушарии планеты огромного океана.

Вода на планете Марс

Существование воды на планет Марс — один из главных вопросов в изучении этой планеты. Ведь вода, как известно, является одним из необходимых условий для развития и существования жизни. И на Марсе вода есть, причём существует по-видимому в 3-х агрегатных состояниях: в виде пара в атмосфере (в совсем небольшом количестве), в виде льда вокруг полюсов и на небольшой глубине под поверхностью, и в жидком виде во время оттаивания льдов. Последнее агрегатное состояние воды до сих пор зафиксировано космическими аппаратами не было, зафиксированы лишь следы его существования.

Впервые признаки наличия воды на Марсе обнаружил космический аппарат «Маринер-9», открывший гигантскую систему карьеров со следами водной эрозии, туманы и облака.

В процессе изучения поверхности планеты аппаратами серии «Викинг» были обнаружены разветвлённые, очень похожие на земные речные сети, системы, очевидно подвергшиеся в прошлом воздействию текущей воды. Анализ грунта только укрепил предположение астрономов в том, что некогда поверхность Марса на обширных территориях была покрыта довольно значительным слоем жидкой воды. На это указывали широко распространённые на планете сульфат магния, кальцит, магнитит и другие минералы, на нашей планете образующихся в водной среде. «Викингом-2» было зарегистрировано выпадение снега, пролежавшего несколько месяцев.

4 июля 1997 года на поверхность Марса совершил посадку космический аппарат Mars Pathfinder с которого 5 июля съёхал марсоход Sojourner, в течении нескольких месяцев проработавший на поверхности и обнаруживший похожие на земные гальки камни, обработанные потоками воды, а также странности в положении некоторых вулканических осколков. Было подтверждено существование в атмосфере планеты облаков и туманов.

11 сентября того же года к Марсу подлетела станция Mars Global Surveyor. В течении 9 лет станция вела наблюдения и фотографировала поверхность планеты. Были обнаружены многочисленные каналы, в том числе подповерхностные, оставленные потоками воды, причём последние возникли в период когда станция уже вела наблюдения. Это открытие позволяет считать, что вода на Марсе в жидком виде существует в любое время, но не в любом месте. Как правило обнаружены подобные каналы были на склонах кратеров.

Северный разлом на Марсе рис.43 Северный разлом. Каньон в северной полярной шапке Марса. Credit: NASA/JPL-Caltech/ASU

«Марс Одиссей», прибывший к планете 24 октября 2001 года, с помощью установленного на борту детектора нейтронов высоких энергий HEND сумел обнаружить под поверхностью Марса на небольшой глубине огромные запасы водяного льда, о чём было объявлено в июле 2003 года на конференции в Калифорнии. В регионах вокруг марсианских полюсов, начиная от 55° параллелей в 1 кг почвы содержится 0,5 кг водяного льда. При приближении к экватору планеты содержание льда уменьшается и не превышает 10% от общего объёма породы. Вода по-видимому находится в связанном состоянии с сульфатами и глинами. На большей глубине возможно существование и чистого льда. По некоторым подсчётам общее количество воды, содержащейся в виде льда в поверхностных слоях Марса может покрыть всю планету слоем до 1,5 км.

Спустя 2 года к Марсу прибыл космический аппарат «Марс-экспресс». С помощью установленной на борту аппаратуры был обнаружен водяной лёд в составе южной полярной шапки планеты, составлены карты распределения водяного пара и озона в атмосфере. Выяснилось, что основная масса водяного льда на южной шапке находится под слоем замёрзшей углекислоты толщиной в несколько метров.

В 2004 г. наличие воды в пробах марсианского грунта показали марсоходы «Спирит» и «Оппортьюнити». В феврале следующего 2005 года «Спирит» обнаруживает камень с большим содержанием сульфата магния, что может говорить о воздействии на камень воды. А марсоходом «Оппортьюнити», до сих работающим на Марсе, были найдены следы растворённых в воде минералов, на современном этапе заключённых в изверженные породы.

В 2006 году изучением красной планеты занялась автоматическая межпланетная станция «MRO». С помощью установленной на станции камеры высокого разрешения HiRISE были сделаны многочисленные снимки планеты, показавшие что в далёком прошлом на Марсе были моря, озёра и многочисленные реки.

Поверхность Марса рис.44 Участок поверхности Марса снятый модулем «Феникс». Credit: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

В 2008 году посадочный модуль «Феникс» подтвердил наличие льда в поверхностных слоях северного региона Марса. Толщина ледяного слоя в месте посадки модуля составляла как минимум несколько метров. При нагревании образцов в модуле TEGA был получен водяной пар при температуре 0°C.

С учётом всех известных к настоящему моменту сведений о наличии воды на Марсе можно подвести следующие итоги:

1) Основная масса воды в виде льда сосредоточена в полярных регионах планеты — полярных шапках, лежащих на Северном и Южном плато. Обнаружены полярные шапки были ещё задолго до полётов космических аппаратов — в 1704 году французским астрономом Жаком Филиппом Маральди. В настоящее время установлено что водяной лёд залегает под коркой замёрзшей углекислоты (т.н. сухой лёд) и частично непосредственно на поверхности планеты. Часть льда содержится в верхнем почвенном горизонте в связанном состоянии на небольшой глубине.

Общий объём водяного льда заключенного в северной полярной шапке планеты составляет 1 млн. км3. В южной шапке содержание воды в несколько раз выше.

В 2005 году космическим аппаратом «Марс-экспресс» в северном полушарии было обнаружено т.н. "ледяное озеро" — заполненный замерзшей водой древний кратер. В том же году в южном полушарии этим же аппаратом в пределах нагорья Элизиум было найдено целое замёрзшее море, по своим размерам и глубине аналогичное Северному морю на Земле. Поверхность моря представляет собой огромное поле, состоящее из отдельных разнородных льдин размерами до 30 км в поперечнике, которые как бы плавают на поверхности воды. Образовалось море по-видимому от 2 до 10 млн. лет назад.

2) В прошлом на Марсе существовали многочисленные моря, озёра и реки, следы которых широко представлены на современной поверхности планеты. В северном полушарии по-видимому плескались воды огромного океана Бореалиса глубиной до 5 км.

В настоящее время жидкая вода на поверхности Марса существовать не может: слишком небольшое давление позволяет переходить воде из твёрдого в газообразное состояние, минуя жидкое, при очень низких температурах окружающего воздуха. Но, жидкая вода может течь под толщей льда, а также может образовывать в нём внутренние озёра, подобные тем, что найдены в Антарктиде.

3) Содержание воды в атмосфере Марса невелико. Вся атмосферная влага покрыла бы поверхность планеты слоем в 0,01 мм.

Физические условия на Марсе

Температура на планете Марс изменяется в очень широких пределах и как правило держится ниже нуля градусов. Это связано с малой мощностью атмосферы, низким давлением на поверхности и низкой тепловой инерцией верхнего почвенного горизонта планеты. Кроме того Марс расположен дальше от Солнца чем Земля и потому получает на 43% меньше энергии.

Весна на Марсе рис.45 Весна в северном полушарии Марса. Хорошо видны 3 песчаные бури. Credit: NASA/JPL/Malin Space Science Systems

Температура в нижнем атмосферном слое Марса подвержена сезонным колебаниям, практически как на Земле, с одним лишь различием: длительность всех сезонов здесь гораздо дольше. Так в северном полушарии лето длится 178 марсианских суток, зима — 155 суток, переходные сезоны весна и осень — 193 и 143 суток соответственно. В южном полушарии продолжительность весны и лета меньше, а зимы и осени дольше. Разная длительность сезонов в разных полушариях связана с большим эксцентриситетом марсианской орбиты и разной скоростью движения по этой орбите на разных участках. Во время лета в северном полушарии Марс проходит точку афелия — наиболее удалённую от экватора, но скорость движения планеты по орбите в это время минимально — 22 км/сек. Во время лета в южном полушарии планета находится ближе всего к Солнцу, проходя точку перигелия, но скорость орбитального движения при этом возрастает до 26,5 км/сек. По этой причине лето в северном полушарии продолжительное и прохладное, а зима короткая и тёплая. В южном полушарии Марса лето напротив короткое и жаркое, а зима длинная и холодная.

Максимальные температуры на Марсе наблюдаются в районе лежащего недалеко от экватора плато Солнца, где летом они колеблются между +22°С днём и -53°С ночью, а в зимнее время могут падать до -100°С. На полюсах Марса температура в течении года ниже и как правило не поднимается выше 0°С. Абсолютный максимум температуры воздуха зарегистрированный на Марсе составляет +30°C, минимум -139°C.

Температура грунта на Марсе в отличии от температуры воздуха в течении года меняется мало и даже на экваторе держится ниже нуля. Лишь в летнее время в наиболее тёплых областях температура грунта поднимается до 0°С. Именно поэтому некоторые учёные предлагают называть подземные прослойки марсианского льда вечной мерзлотой.

В летнее время в южном полушарии Марса часто происходят грандиозные пыльные бури, порой охватывающие всю планету и продолжающиеся несколько месяцев. В остальные времена года сила и площадь распространения бурь гораздо меньше.

Механизм образования бурь связан с подъёмом тёплого воздуха над перегретой поверхностью в районах прилегающих к полярным шапкам. В результате в воздух поднимаются огромные количества пыли, что в свою очередь приводит к ещё большему нагреву атмосферы и дальнейшему охлаждению поверхности. Большая разница температур приводит к возникновению сильных ветров, способствующих распространению бурь на тысячи километров. Со временем скорость ветра затихает и пыль из воздуха оседает.

Менее масштабными атмосферными явлениями на Марсе являются мини смерчи — пылевые дьяволы. На Земле подобные образования наблюдаются в пустынных районах или над отдельными сильно нагретыми участками местности и как правило невелики по размеру. На Марсе же их высота достигает километровой высоты, а появляются вихри сериями.

Кроме бурь и пыльных дьяволов на Марсе отмечены аналогичные земным пассатам постоянные ветра, дующие из наиболее жарких приэкваториальных районов обоих полушарий в направлении к полюсам. По пути ветры под действием силы Кориолиса отклоняются: на юго-запад в северном полушарии и на северо-запад в южном. В средних широтах воздух охлаждается и возвращается к экватору. Данное движение атмосферы именуется ячейкой Хадли.

Магнитное поле планеты Марс. Магнитосфера планеты Марс

На Марсе зарегистрировано слабое магнитное поле магнитная индукция которого составляет всего 0,5 мкТл. Магнитное поле Марса довольно обширно, но не глобально: в различных точках планеты его напряжённость может различаться более чем в 2 раза. Имеет вид узких, вытянутых с запада на восток полос, в некоторых местах которых напряженность поля вдруг резко повышается и почти равняется напряженности магнитного поля Земли. Ширина полос около 1000 км.

Низкая напряжённость магнитного поля планеты объясняется слабой подвижностью её ядра, в результате чего механизм магнитного динамо не проявляет себя в полной силе.

Магнитное поле планеты Марс сильнее в южном полушарии и по-видимому является остатками существовавшего ранее глобального поля, исчезнувшего одновременно с чрезвычайным замедлением вращения ядра около 4 млрд. лет назад. До настоящего времени среди учёных нет единой точки зрения на счёт события, послужившего причиной остановки ядра планеты. Существует лишь 2 теории. По первой из них причиной остановки ядра является столкновение Марса с каким-то крупным космическим объектом. Произошло подобное столкновение в северном полушарии планеты и именно им объясняется аномальное распределение вещества в разных полушариях Марса. По второй теории, разработанной группой учёных из университетов Летбриджа и Йорка, астероид был, напротив, причиной возникновения магнитного поля. В результате приливного воздействия астероида, захваченного гравитационным полем Марса, за каких-то 10 тыс. лет в ядре планеты возникли сильные конвективные потоки, достаточные для генерации магнитного поля. В течении нескольких миллионов (или сотен миллионов) лет приливное воздействие астероида поддерживало магнитное поле планеты, пока космическое тело не вошло в предел Роша и не разрушилось. Магнитное поле постепенно ослабло...

Спутники планеты Марс

спутник Марса Фобос рис.47 Спутник Марса Фобос. Credit: HiRISE, MRO, LPL (U. Arizona), NASA
спутник Марса Деймос рис.46 Спутник Марса Деймос. Credit: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

Вокруг Марса обращаются два спутника: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас). Открыты спутники Марса были в 1877 году американским астрономом Асафом Холлом.

Оба спутника Марса небольшие по размеру, имеют неправильную форму и всегда обращены к нему одной и той же стороной. Диаметр Фобоса составляет 22,2 км. Диаметр Деймоса ещё меньше: всего 12,4 км.

Полагают что спутники являются захваченными гравитационным полем планеты астероидами, прибывшими из других уголков Солнечной системы.

Фобос движется по своей орбите со скоростью троекратно превышающей скорость обращения самого Марса и за одни марсианские сутки успевает совершить 3 полных оборота вокруг планеты и пройти путь еще в 78°. Восход спутника наблюдатель видит на западе, а заход — на востоке.

Деймос же спутник медленный. Его период обращения больше периода вращения Марса, хотя и ненамного. Время между двумя соседними моментами верхней кульминации спутника составляет 130 часов. Восход Деймоса наблюдается на востоке, заход на западе.

Гравитационные поля спутников настолько слабые, что атмосферы они не имеют. Зато покрыты сеткой метеоритных кратеров, самый крупный из которых — кратер Стикни на Фобосе, достигает в диаметре 10 км.